12 января 2020 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Даниила, игумена Переславского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения был совершен крестный ход и славление перед мощами преподобного Даниила.
Затем владыка обратился к верующим со словами проповеди:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие братья, насельники обители сия, прихожане, молившиеся сегодня с нами, поздравляю вас с днем памяти преподобного Даниила, игумена Переславского!
В разговоре о человеке, о любом человеке, о любом из нас, можно выделять самые разные грани – можно поговорить о, скажем, прекрасных голубых глазах, или же о волосах цвета черной ночи, можно заострить внимание на душевных или интеллектуальных качествах. Точно также и в разговоре о святых можно делать акцент на самых разных достоинствах этих людей. Мне думается, что совпадение памяти праведного Иосифа Обручника и преподобного Даниила Переславского должно побудить нас поразмышлять о том, что преподобный Даниил, как и большинство других святых, был невероятно чуток к голосу Бога. Этим своим качеством он был подобен праведному Иосифу Обручнику.
Иосиф Обручник, как мы знаем, находится в тени своей супруги, в тени своего Нареченного Сына. Нам сложно даже представить каково это. Каково для этого взрослого человека, который фактически взял на попечение, на воспитание маленькую девочку, выяснять, что эта девочка беременная. Закон повелевает ее предать суду и побить камнями. Но Иосиф еще до всех явлений ангелов хотел ее тайно отпустить, сделать вид, что никакого брака не было. И тем самым поступил бы не по закону, не так, как предписывают традиции этого времени. Но он поступил бы так, как должен был поступить верующий человек. Потому что цель любых религиозных предписаний, и нам надо это четко помнить, привести человека, во-первых, к любви к Богу, во-вторых, к снисхождению, милости, любви к другому человеку. Это такое состояние, при котором мы оцениваем других людей не по закону, не по каким-то меркам, а исключительно по любви. Когда мы на других смотрим глазами Бога. Это цель всех наших религиозных действий, всех молитв, всей аскезы, это то, к этому мы должны прийти.
Иосиф Обручник пришел. Этому бедному плотнику удалось то, что не удалось религиозной иудейской знати. Потом ему является ангел, он слушается его, что было тоже непросто, — идет в Египет. Это пеший путь. Значительно сложнее было тогда попасть из Галилеи в Египет, чем сегодня туда же из Переславля. Он действует так, как ему говорит Бог и не сомневается.
Преподобный Даниил… Было много монахов в те годы, у нас нет даже имен большинства из них… Преподобный Даниил в какой-то момент услышал внутри своего сердца голос Бога, и начал заниматься крайне странным делом — погребением тех, кого некому было погрести, начал заниматься делами милосердия, но не совсем обычными делами милосердия. Это означает, что он тоже пошел немножко вопреки той эпохе, вопреки тому, что его окружало. Это очень важный момент.
Но как научиться отличать голос Бога от собственных иллюзий? У нас у всех есть какие-то мысли о самих себе, об окружающем мире, о людях, о том, чем нам заниматься, как жить, как реагировать. Откуда мы знаем, что та или иная реакция, то или иное желание от Бога, а не плод каких-то наших иллюзий и фантазий о самих себе.
На самом-то деле, отличить довольно просто. Если есть у нас мирный дух и кротость, то, возможно, то или иное стремление действительно от Бога, надо, конечно, проверить это желание в молитве и времени. Если есть кроткий дух, то, скорее всего, это будет желание от Бога, если нет его, то нам рано говорить о таком взаимном общении с Богом. И у Иосифа Обручника, и у преподобного Даниила, у многих других святых, в те периоды жизни, когда они слышали голос Бога, уже была эта основа, был дух кроткий и смиренный, дух незлобия.
Я надеюсь, что молитвами преподобного и богоносного отца нашего Даниила, игумена Переславского, молитвами Иосифа Обручника Господь всем нам даст дух кротости, и незлобия. В первую очередь, конечно, братии, которая здесь молится и подвизается. Потому что мы знаем, что быть рядом постоянно очень непросто, об этом есть и патериковые истории, и перифразы в современной культуре. Мы помним краткую патериковую историю, о том, как некий послушник пришел жить со старцем и его спрашивали: «Что ты думаешь о старце?», он говорил: «Я думаю, что это ангел». Через год на тот же вопрос ответил: «Я думаю, что это демон».
С любым человеком быть рядом сложно, даже с тем человеком, которого ты сам выбрал. Это знает любой семьянин, знает, что семейная жизнь — это всегда хождение по грани. С нами, с каждым из нас тяжело, тяжело быть с нами рядом. Здесь монастырь, здесь люди. Так получилось, что они друг друга не выбирали, их так Господь свел. Им сложнее находиться рядом. Я вам, братья, от всего сердца желаю, чтобы вы смогли в духе незлобия, кротости, смирения, обращая внимание на преподобного Даниила, преодолеть все искушения и стать подобными основателю вашего монастыря.
Еще раз всех с праздником!