18 октября 2025 года, в день памяти Московских святителей, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, иеромонах Илия (Видович), священник Андрей Скобиола, священник Алексей Козлов, протодиакон Захария Лунгу, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Дмитрий Ухоботов.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Еротиида, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сегодня мы собрались не только ради того, чтобы прославить Бога за явленных Им святых — святителей Московских, но и для того, чтобы поздравить настоятельницу Николо-Сольбинского монастыря игумению Еротииду с её юбилеем.
Дорогая матушка, я вас сердечно поздравляю с этим днём! Знаю, что вы с детства стремились служить Христу и Его Церкви, с детства у вас были духовные наставники, и росли вы в православной благочестивой семье. Со стороны может показаться, что ваша жизнь — это нечто вполне естественное, что вы просто «плыли по течению», однако любой человек, который когда-либо пытался следовать за Христом, знает, насколько это непросто, насколько непросто всегда отвечать согласием на Христов призыв.
Пожалуй, сегодня можно вспомнить о том человеке, о котором мы слышали в прозвучавшем сегодня евангельском чтении: об апостоле и евангелисте Матфее.
О призвании человека Богом можно говорить очень много, а можно сказать так, как сказано о будущем апостоле и евангелисте Матфее, которого Евангелие от Луки называет Левием: «Иисус… говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним» (Лк. 5, 27–28). Такими же словами можно описать и призвание любого другого человека, ну а что означает «встал и последовал за Ним» для каждого конкретного христианина — можно лишь догадываться, если же попытаться об этом рассказать, то на такой рассказ может не хватить и целой жизни.
В случае с Левием вполне очевидно, что его решимость не была случайностью. Вся его жизнь до призвания, о которой нам достоверно известно лишь то, что он был сборщиком налогов, была, по сути, подготовкой к тому, чтобы с совершенной решимостью последовать за Христом. Презираемое всеми иудеями ремесло — сбор налогов в пользу римских оккупантов — тоже. Абсолютно все исследователи Нового Завета говорят о том, что никакой порядочный человек не становился в те времена сборщиком налогов.
Причина известна: налоги собирались в пользу языческого Рима, что само по себе не могло не вызывать отторжения у иудеев. За счёт этих сборов жили и те, кто их проводил, но никакой фиксированной заработной платы у этих людей не было, как не было и фиксированной налоговой ставки: мытари при поддержке оккупационной армии попросту творили произвол, они могли брать практически любые суммы, часть которых оставалась у них самих. Со всех сторон это дело было крайне неблаговидным и порицаемым всеми обычными людьми. Сбором налогов занимались лишь те, кто счёл для себя излишними не только нормы иудейского закона, но и обычные человеческие приличия, те, кто дошёл до крайней степени нравственного падения. Поэтому нет ничего удивительного в реакции благочестивых иудеев: они не понимали, как один из них — Иисус из Назарета — может общаться с мытарями?!
Но именно глубина нравственного падения иногда становится, как ни странно это прозвучит, трамплином, благодаря которому люди откликаются на призыв Христа. Так произошло и с Левием: падать дальше было некуда, себя он уже потерял, поэтому его путь выражен евангелистом Лукой очень просто «оставив всё, встал и последовал» за Христом. Левий выступает как полная противоположность другого евангельского персонажа: богатого и благочестивого юноши, который не смог поступить таким же образом, юноша попросту не сумел осознать для чего ему оставлять всё и следовать за Христом, у юноши ещё оставалась надежда на самого себя, на собственное благочестие, на то, что ему принадлежит по праву. У Левия такой надежды не было, отсюда и его лёгкость.
Но грешников в Израиле было немало, как немало там было и сборщиков налогов. Пойти за Христом и исправить свою жизнь смогли лишь некоторые из них, если говорить о мытарях, то это буквально несколько человек, имена которых мы можем найти в Евангелии.
Подобное можно сказать и о тех, кто, подобно вам, дорогая матушка Еротиида, родился в верующей семье и был воспитан в православии; далеко не все эти люди связали свою жизнь с Церковью, далеко не все остались в Церкви. Но вы — здесь, и вы каждую секунду своей жизни стараетесь отвечать согласием на призывающий голос Христов. Дай Бог, чтобы любовь и стремление ко Господу не покинули вас до последней секунды вашей жизни, которая, как мы все надеемся и молимся, пусть будет долгой и богоугодной!






























































