25 апреля 2025 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: игумен Александр (Широких), иеромонах Глеб (Быкадоров), диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры!
Христос воскресе!
Есть в русском языке крайне неудачное слово — «Боженька». Люди использованием этого слова превращают Бога в уютного домашнего божка, призванного исполнять желания и гладить по макушке. Бог же, в Которого верим мы, вовсе не таков, в Его имени не может быть никаких уменьшительно-ласкательных суффиксов, с Ним категорически нельзя подобным образом заигрывать. С Ним вообще нельзя играть. Однако иногда жизнь начинает намекать, что как будто бы можно сделать небольшое исключение, как будто бы можно легко, непринуждённо и весело договориться с Богом о взаимовыгодном сотрудничестве. О том, что бывает в таких случаях, нам рассказывает 2-я глава Евангелия от Иоанна. Отрывок из этой главы мы сегодня услышали во время Литургии, напомню, что в нём речь шла об изгнании Господом Иисусом Христом торгующих из Иерусалимского храма.
Если нам кажется, что эта евангельская история каким-то образом касается современной храмовой торговли, то мы глубоко заблуждаемся. Происходившее в Иерусалимском храме в праздничные дни — это нечто такое, чему попросту не существует аналогов в христианском мире, ни одна христианская святыня не собирает вокруг себя одновременно столько людей, сколько собирал Иерусалимский храм, и ближайшим аналогом может быть, пожалуй, хадж, то есть паломничество мусульман в Мекку. Исследователи Евангелия предполагают, что на празднование ветхозаветной пасхи в Иерусалим могли собираться порядка двух с половиной миллионов человек, приблизительно столько же число людей собирается и в Мекке.
В Иерусалимский храм приходили люди из разных стран, в каждой из которых были свои денежные единицы, людям надо было каким-то образом покупать жертвенных животных, да и вообще им надо было как-то жить во время паломничества. Ради удобства при Иерусалимском храме были устроены и обменные пункты, и точки продаж подходящих для жертвоприношений животных. Конечно, всё это было санкционировано религиозными властями Израиля, которые получали неплохой доход с храмовой торговли. Практично, удобно, выгодно.
Но вот приходит Христос и начинает делать нечто странное — Он обращает Свой гнев на сложившуюся традицию, Он указывает, что благоговение пред Богом не может соседствовать с каким-либо видом материальной выгоды. Кроме того, Он Своими действиями напоминает, что Бог не только наш Творец, а Посланный Богом-Отцом Единородный Сын Божий — не только Спаситель мира. Бог — ещё и Ревнитель, а Христос — ещё и Судья. Бог не терпит и тени измены Ему, а Христос не сможет оправдать тех, кто пытался лукавить в своих отношениях с Богом. Попытаемся же не забывать об этом, и в ликующем торжестве Светлой Седмицы сохраним благоговение, подобающее чтущим Бога людям!