back to top

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Фото
Дмитрий Ухоботов

5 апреля 2025 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Субботы Акафиста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королёв), игумен Александр (Широких), протоиерей Александр Смирнов, иеромонах Герасим (Ренев), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Роман Винников.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Лилии Николаевне Янковской была вручена архиерейская грамота.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Похвалы Божией Матери!

Вчера мы совершили пение акафиста Божией Матери, причем совершили его не как это делается на молебнах или же в рамках домашнего молитвенного правила: вчера за богослужением акафист был разделён на четыре части, и такое его деление давало нам возможность более внимательно поразмышлять над словами этого гимна в честь Божией Матери. А подумать было над чем, ведь каждая из строк акафиста говорит о той или иной грани нашей веры. Можно сказать, что акафист призывает нас в первую очередь задуматься именно об этом — о нашей вере.

Во что мы верим? К чему мы стремимся? Ради чего мы совершаем наши богослужения и почему постимся? Эти вопросы кажутся довольно банальными, ведь наша вера выражена в Символе веры, который мы произносим как минимум раз в сутки. Да, действительно, нам известны правильные слова о нашей вере, но вопрос в другом: в какой степени правильные слова ведут к правильной же жизни по вере?

Здесь, как мы понимаем, не всё так просто, и знание Символа веры отнюдь не является гарантом спасения. По этой причине Церковь нам предлагает массу других текстов, в том числе и богослужебных, эти произведения должны задеть те струны души, до которых не достигает Символ веры. Акафист Божией Матери — один из них. Если мы вчера были к нему внимательны, то мы не могли не заметить, что первый его икос начинается с возвещения радости: «Радуйся, Еюже радость возсияет». Далее в этом же икосе идёт раскрытие мысли, и объясняется почему Божия Матерь — источник радости. Конечно, здесь речь не идёт о той радости, которую ищет удаливший себя от Бога мир, здесь мы имеем дело с радостью иного рода, той самой радостью, которую нам возвещает Евангелие — с радостью уничтожения древнего проклятья: «Радуйся, Еюже клятва исчезнет».

На этой мысли акафиста нам стоит остановиться особо, и вспомнить, каким образом мы чаще всего воспринимаем себя и свою жизнь. Мало кто из нас может сказать о самом себе, что он непрестанно помнит о греховном поражении всего своего естества. Мы родились такими, и нам очень привычно быть теми, кто мы есть. Мы не кажемся самим себе какими-то искаженными и неправильными, напротив, как раз себя самих мы видим совершенно нормальными, а если есть в нас что-то, нуждающееся в исправлении, то это сущие мелочи, в целом же всё более-менее хорошо. Однако Священное Писание свидетельствует, что это не так, что все мы находимся под тем проклятием, которое через непослушание Богу наложили на себя и на всех своих потомков наши прародители. В этом нет нашей вины, ведь нас не было в раю в момент вкушения запретного плода, но и избавиться от проклятия своими силами невозможно. А потому нам стоит осознать, что мы вовсе не такие, какими нас задумал Бог, и мы все нуждаемся в помощи.

Следующий шаг нам подсказывает и Евангелие, и акафист Божией Матери: помощь пришла, она во Христе, и Пресвятая Дева может нам показать этот путь, ведь Спаситель пришёл в мир через Неё, и Она как никто другой знает ведущую к Нему дорогу. Само обращение к Божией Матери уже начало изменения, и душа каждого человека это прекрасно чувствует, потому то и церковные торжества в честь Преблагословенной Девы столь возвышенны и неизменно радостны.

Давайте, дорогие друзья, постараемся не забывать ни о своём бедственном положении, ни о том пути, который нам предлагает Церковь, и как можно чаще взывать к Матери Спасителя о помощи в исправлении нашего находящегося под древним проклятием человеческого естества!

Похожие публикации