22 марта 2025 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Мы с вами только что вынесли для поклонения Крест Христов, и, конечно же, мы знаем, почему Церковь установила в середине Великого поста особое чествования Креста: предполагается, что Крест должен нас поддержать во время великопостного подвига. Синаксарь говорит об этом так: «Полагается перед нами Честной и Животворящий Крест, как прохлаждающий и укрепляющий нас, напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий: если Бог наш распялся ради нас, то сколько же нам подобает делать ради Него».
И здесь возникает вопрос о том, в каком смысле Крест может нас утешить.
Пост нами зачастую воспринимается как крайне неудобное время: непонятно, чем питаться, постоянно приходится думать о еде, выбирать её, ходить немного голодными, кроме того, церковные богослужения имеют явную минорную тональность, тёмные цвета облачения, отсутствие света, в общем, тоска. И тут на фоне всего этого появляется Крест с распятым на нём Спасителем, и кажется, что Крест не только не может утешить и поддержать, он, напротив, способен лишь усилить общее печальное настроение.
Это действительно так, если, конечно, мы воспринимаем пост лишь как досадное недоразумение нашей церковной жизни, которого не должно быть. Если же мы смотрим на пост так, как предлагает нам смотреть на него Церковь, то всё становится на свои места: мы должны были провести первые недели поста в тщательном исследовании собственных душ, в осмыслении самих себя, в попытках исправить свою жизнь по евангельскому образцу, и любой человек, который когда-либо пытался это делать, прекрасно знает, насколько сложно работать над устроением своей души, значительно проще заниматься какой угодно внешней деятельностью.
Смысл изнесения Креста Христова в середине поста мы сможем понять только в том случае, если мы действительно старались заниматься самими собой, если мы действительно успели увидеть всю нашу грязь, нашу немощь, нашу удаленность от Бога. В таком случае Крест Христов действительно станет для нас утешением, ведь Крест напоминает нам, что обрести спасение можно лишь на пути сораспятия Спасителю, и речь, конечно же, не о физическом аспекте распятия, речь о готовности к духовному труду. Вместе с этим Крест Христов напоминает нам и о конечной цели не только Великого поста, но и всей жизни христианина, эта цель — Воскресение, и дай Бог, чтобы мы его достигли!