17 марта 2025 года, в день памяти благоверного князя Даниила Московского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей игумен Пантелеимон (Королёв), игумен Александр (Широких), священник Игорь Киселёв, диакон Владимир Принёв.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Даниила, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Даниила Московского!
Однако сказать несколько слов я сейчас хочу не о благоверном князя, а о его и нашем очень далёком предке — о Ное, о котором мы сегодня слышали во время чтения одной из великопостных паремий.
История Ноя в книге Бытия начинается с упоминания его как человека «праведного и непорочного в роде своём», как человека, который «ходил пред Богом» (см. Быт. 6, 9). Такая характеристика Ноя, если бы она была дана после появления закона Моисея, не была бы чем-то примечательным, но Ной жил значительно раньше появления мерила праведности — Моисеева закона, Ной жил в эпоху, в которую и вовсе не было никакого зафиксированного закона Божия, а потому праведность и непорочность Ноя вызывают недоумение: если не было закона, то что было «точкой отсчёта»? Какие действия в ситуации отсутствия закона праведны, а какие нет?
Текст книги Бытия даёт нам понять, что Ной не следовал общественным нравственным нормам, и именно такое поведение означало в его случае праведность, потому что во времена жизни Ноя «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 9, 12). Само по себе замечание Священного Писания относительно резко контрастирующей с поведением всех остальных людей праведности Ноя весьма любопытно, из него можно сделать вывод о том, что не всегда общественные нормы поведения совпадают с нормами морали, угодными Богу, а потому и соотнесение самого себя с кем бы то ни было не имеет никакого смысла, соотносить себя стоит лишь с тем, что повелел Бог в качестве обязательной для человека нравственной нормы.
Ответ на вопрос о том, каким образом Ной сумел взойти на высоту праведности при отсутствии закона, даёт нам фраза «ходил пред Богом», которой описана жизнь Ноя. Конечно же, её нельзя понимать в буквальном смысле, потому что в буквальном смысле пред Богом ходит любой человек, Бог — для любого человека является Тем, от Кого зависит сама жизнь, но при этом далеко не любой человек праведен и непорочен. В случае с Ноем хождение пред Богом означало способность Ноя слышать и слушать Бога, такая способность достигается теми, кто хранит чистоту своего сердца, то есть, как минимум, следует вложенному в нас нравственному чувству, не повреждая его даже тогда, когда повреждение становится повсеместным и всеобщим. У Ноя это получилось, можно лишь догадываться, насколько сложно ему было жить в ситуации всеобщего развращения, но он справился, и тем самым на деле доказал, что у человека есть внутренние силы для того, чтобы сохранить свою душу в чистоте и непорочности при любой, даже крайне неблагоприятной, внешней обстановке.
Дорогая матушка Даниила, сегодня вы празднуете тезоименитство, и я от всей души желаю вам до конца ваших дней ходить пред Богом так, как ходил пред Ним Ной, и в конечном итоге унаследовать увенчаться венцом правды, «который даст […] Господь, праведный Судия […], всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8).