5 марта 2025 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Даниила, дорогие отцы, братья и сёстры!
В Ветхом Завете немало крайне неприятных историй, и некоторые из них упоминаются в звучащем в дни первой седмицы Великого поста в православных храмах Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Упоминания эти истории, преподобный Андрей даёт им свои толкования, иногда мысли святого довольно просты, иногда же понять ход его размышлений почти что невозможно. Однако, как бы то ни было, Великий покаянный канон помимо образов для осмысления нашей жизни, даёт нам и некое авторское прочтение Священного Писания, в том числе и уже упомянутых мной не самых красивых историй Ветхого Завета.
Думаю, всем памятен эпизод книги Бытия, который повествует об изгнании Агари с её сыном в пустыню: сначала Сарра принудила Авраама войти к Агари, в результате чего появился на свет Измаил, а когда у самой Сарры родился сын, Сарра заметила, что Измаил, как об этом сказано в книге Бытия, «насмехается [над её сыном, Исааком]» (Быт. 21, 9), и она потребовала у Авраама выгнать «рабыню и сына её». Конечно, Авраам какое-то время сомневался, но после обращения к нему Бога он сделал то, что требовала сделать Сарра. Эта история от и до крайне неприглядна, особенно в том случае, если мы смотрим на неё из эпохи Нового Завета и ориентируемся при этом на новозаветную этику.
Преподобный Андрей Критский не стал разбирать, кто был прав, и кто виноват, не пытался он примирить действия Авраама и Сарры с нравственными нормами Евангелия, преподобный Андрей поступил иначе: он предложил смотреть на эту историю аллегорически и относить описанные в книге Бытия исторические события к собственной душе. В итоге же у него получилось довольно интересное толкование: «Ты слышала, душе моя, об изгнании Измаила, рожденного от рабыни. Опасайся, дабы и тебе, душе, в рабстве похотей сущей, не испытать такого же унижения».
Этими словами преподобный Андрей напомнил об одной очевидной истине: раб всегда ниже свободного. Невозможно представить, чтобы, скажем, русские крепостные наследовали имение после кончины своего помещика. Раба можно выгнать, его можно продать, можно избить, с ним вообще можно делать, что угодно. Собственно, по этой причине Сарра вообще смогла начать говорить об изгнании Агари и Измаила — они рабы, значит, у них нет никаких прав, и даже факт отцовства Авраама мало что способен здесь изменить.
Если же человек порабощает себя страстям, то он низводится на уровень раба, то есть он лишается своего человеческого достоинства, и он не может пребывать с Богом. Да, мы надеемся на милосердие Божие, да, Господь пришёл грешников спасти, но эти размышления не должны нас приводить к расслабленности, и уж тем более они не должны служить причиной впадения в рабство страстям. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и всеми силами отстаивали свою свободу чад Божиих!