back to top

Во вторник 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в Николо-Сольбинском монастыре

Фото
свящ. Сергий Савенков

4 марта 2025 года, во вторник 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Еротиида, дорогие отцы, братья и сёстры!

Согласно библейскому взгляду на человека, основой нашего нынешнего печального состояния стало грехопадение Адама и Евы, первые люди оказали непослушание Богу, и следствием их непослушания стала всем нам прекрасно знакомая земная жизнь, в которой очень много скорбей, утрат, боли и страха. Всего этого не было бы, если бы Адам и Ева смогли противостать искушению познать то, что они не были способны познать, если бы они не покусились на древо познания добра и зла.

Нам часто бывает интересно узнать: а что же это было за дерево такое и почему за нарушение всего лишь одной заповеди последовало столь суровое наказание? Для поиска ответа на эти вопросы можно углубиться в библейские исследования и в святоотеческую литературу, а можно и пойти другим путём: посмотреть на самих себя и на окружающий нас мир.

В той или иной степени, но любой человек проходит путь Адама и Евы. Мы все рождаемся чистыми от греха, да, конечно, у нас есть унаследованные греховные склонности, и сама наша плоть заражена грехом, но при этом ни у какого младенца нет личного опыта греха. Постепенно мы взрослеем, и начинаем осознавать добро и зло, а дальше происходит самое интересное и, одновременно с этим, страшное: грех начинает нас влечь к себе, ведь, как зачастую кажется молодым людям, грех — это атрибут взрослой жизни, а взрослая жизнь кажется чрезвычайно вожделенной хотя бы по той причине, что в ней есть та самая свобода, за которой в своё время потянулись первые люди. Мало кто может сопротивляться этим соблазнам, а потому мы идём навстречу греху, приобретаем всё новые и новые страсти, и из духовно одарённых существ превращаемся в тех, кто живёт лишь интересами плоти, кто если и думает о Боге, то только как об источнике земного блага, и вместо свободы мы получаем самое настоящее рабство. Собственно, именно об этом мы услышали в прочитанном нами сегодня Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который, вспоминая изгнание Адама и Евы из рая, констатировал, что этот же путь мы проходим, выбирая грех: «Грех и мне сшил кожаные ризы, лишив меня первой боготканной одежды».

Библейская история показала, что даже будучи изгнанными из рая люди не в одной и той же степени удалены от Бога, и есть гигантская разница, скажем, между Каином и Авелем. Так и со всеми другими людьми: находясь сейчас здесь в молитвенном единстве, каждый из нас в своей степени удалён от Бога, и степень удаления определяется не церковным статусом, а лишь опытом греха и тем, насколько мы готовы исправлять свою жизнь.

Тем, кто ещё не познал грех, я от всего сердца желаю сохранить свою «боготканную одежду» непорочности. Ну а нам — людям, с грехом знакомым, пусть Господь Всемилостивый поможет обрести истинное покаяние!

Похожие публикации