back to top

В понедельник 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист молился за уставным богослужением во Владимирском соборе

Фото
свящ. Сергий Савенков

3 марта 2025 года, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист молился за уставным богослужением во Владимирском кафедральном соборе.

Богослужение совершил настоятель собора протоиерей Алексей Морозов. Ему сослужили: диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Наступивший Великий пост — это, конечно, в первую очередь время, которое Церковь отводит для подготовки своих чад к встрече Светлого Христова Воскресения. За оставшееся до Пасхи время мы, по мысли Церкви, должны постараться очистить свои души от скверны грехов и пороков, неплохо было бы обрести навык усердной молитвы, а ещё нам не помешало бы вспомнить, что Бог — не только источник жизни, Он и источник мудрости, той самой мудрости, которая способна сделать жизнь человека благополучной и счастливой. Размышлениям о мудрости был посвящён отрывок из 1‑й главы книги Притчей Соломона, который мы услышали во время только что совершенной уставной вечерни.

Центральными словами этого отрывка были слова о начале мудрости: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1, 10). Здесь не может не обращать на себя внимание популярное в околоцерковной культуре словосочетание «страх Господень». Когда мы его слышим нам важно помнить, что оно не имеет никакого отношения, скажем, к страху за собственную жизнь, или же к переживаниям от возможного наступления каких-либо негативных событий. Нет в этом словосочетании и намёка на ужас. В Библии мы можем встретить выражение «страх Господень» неоднократно, но не всегда мы его заметим, ведь в русском переводе оно может быть передано как «благоговение пред Богом» или же «богобоязненность». Основной смысл этих понятий ясен: страх или же, иначе, благоговение пред Богом предполагает, во-первых, веру в Бога, а во-вторых, осознание своей от Него зависимости, но, конечно, не как марионетки от кукловода, а как сотворённого существа от Творца. Такое состояние, по мысли автора книги Притчей, представляет собой основу для мудрости.

Действительно, мудрость предполагает, что человек готов учиться, готов слушать и слышать, анализировать и делать выводы. Так поступать может лишь тот, кто не чувствует себя всё знающим и всё понимающим, тот, кто готов быть в положении учащегося вне зависимости от собственного возраста, уровня образования, общественного статуса, размера состояния или же от чего бы то ни было ещё. Стремящийся к истинной мудрости сравнивает себя не с другими людьми, а с Богом, и к Нему такой человек устремляется в поисках ответов на самые важные вопросы нашей жизни.

Бог даёт эти ответы. Он даёт их через Священное Писание, даёт через окружающий нас мир, через других людей, вообще, у Бога есть масса способов научить того, кто хочет учиться. Однако самый простой путь предлагает нам Писание: надо просто взять и внимательно прочитать его, прочитать не как памятник древней литературы, а как руководство к действию. Если получится это сделать, то такое чтение, подкреплённое молитвой, станет первым шагом на пути обретения исходящей от Бога мудрости.

Похожие публикации