4 мая 2021 года, во вторник Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!

Замечательный философ Мераб Мамардашвили сказал: «Понимание передать нельзя: если вы не понимаете до того, как вам что-то говориться, то то, что говорится нельзя вам передать никакими средствами общения». Эту мысль Мераба Константиновича я вспомнил в связи с сегодняшним отрывком из книги Деяний святых апостолов.

Вместе с Сошествием Святого Духа апостолы обрели необычайную способность: языковые барьеры для них перестали существовать, они научились понимать чужие языки, а носители этих языков стали понимать апостолов. Со стороны это всё выглядело в высшей степени странно, и нашлись те, кто обвинил апостолов в пьянстве. Это нелепое обвинение послужило поводом для первой публичной проповеди апостола Петра.

В своей апологии Пётр ссылается на слова пророка Иоиля. Это само по себе любопытно и показательно: в первой главе книги Деяний мы видим совсем иной подход апостолов к тем же самым словам пророка. Напомню: в первой главе можно найти скрытую цитату слов Иоиля в речи Христа Спасителя, апостолы поняли какое пророчество имеет в виду их Учитель, но они не смогли правильно интерпретировать слова Иоиля, они решили, что излияние Святого Духа — признак того, что Бог в скором времени вторгнется в историю и маленький, но значимый народ Израиля обретёт независимость и могущество. А здесь — после Сошествия Святого Духа — апостолы сами цитируют то же самое место из пророчества Иоиля, но никаких проблем с пониманием у них больше нет, они прекрасно осознают смысл пророческой речи, понимают, что Иоиль говорил не о государстве Израиль, а о наступлении Мессианской эпохи, в которую Бог станет близок к каждому человеку вне зависимости от национальности.

Вполне очевидно, что такое изменение восприятия текстов Священного Писания связано не с тем, что те десять дней, которые прошли с момента Вознесения Господня, апостолы посвятили прилежному штудированию Ветхого Завета и чтению толкований. Во-первых, десять дней это слишком малый срок для такого объёма текстов, а во-вторых, у апостолов были иные занятия, самое значимое из которых — молитва. Осознание глубинного смысла Писания напрямую связано с содействием Духа Святого, это точно такой же дар, как и апостольский дар понимания иностранных языков.

Для Церкви связь понимания Священного Писания и Святого Духа — очевидный и непреложный факт, это своего рода аксиома. Именно поэтому Церковь настаивает, что толковать Писание могут лишь те, кто имеет Дух, то есть только чада Церкви — христиане, которые сохранили апостольскую преемственность. Но сама по себе номинальная принадлежность к святой, соборной и апостольской Церкви ещё не является гарантом того, что человек имеет общение с Духом Святым. Для такого общения нужна ещё и жизнь по заповедям Христовым, нужно участие в таинствах, и всё это не должно быть формальным. К сожалению, людей, которые могли бы взойти на высоту общения с Духом Святым очень мало.

Но если мы хотим понимать Бога, Церковь и друг друга, мы должны искать содействия Духа Святого. Сделать это непросто, но нам помогает Церковь, которая сохраняет традицию. За ней — традицией — стоит Дух Святой. Если мы по причине собственного нравственного несовершенства пока что неспособны стяжать Дух Святой, если мы трудимся, но ещё не пришли к цели, то необходимо обратить внимание на традицию Церкви. Необходимо быть в Церкви и с Церковью, нужно всё происходящее оценивать через призму традиции, и тогда мы не ошибёмся.

Я желаю нам с вами быть в Церкви, уметь воспринимать опыт Церкви как свой собственный и доверять ему. Доверять непреходящей пасхальной радости Церкви.

Христос воскресе!