22 апреля 2020 года, в среду Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Сорока мучеников Севастийских в Переславле.

В этот день, 25 лет назад, настоятель храма протоиерей Иоанн Герасимов был рукоположен в священный сан.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла к празднику Святой Пасхи 2020 года протоиерей Александр Потехин, настоятель Свято-Духовского храма с. Новое Переславского района, был удостоен права ношения палицы.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сестры!

Я не слышал, о чём говорил в своей проповеди отец Димитрий, но, кажется, он призывал не бояться. Да, очень замечательный призыв. А почему не бояться? Потому что Господь дал нам свободу. Свободу в самом высоком и самом главном смысле этого слова.

Мы сегодня в пасхальные дни торжествуем свободу — свободу от греха, свободу от смерти, свободу от злобы. Очень важно нам самим эту свободу почувствовать и принять. Если мы начинаем в чём-то ограничивать свободу другого христианина, если мы говорим, что он как-то не так действует, то это означает, что мы не поняли того, что нам говорил Христос, что Он показал нам Своей жизнью, Своей смертью и Воскресением.

Сегодня мы слышали окончание 1‑й главы Евангелия от Иоанна, совершенно замечательный эпизод, который повествует о призвании первых учеников. Первыми учениками были Андрей Первозванный и, пришедший вместе с ним, Иоанн Богослов. Но откуда и почему они пришли ко Христу? Им на Него указал Иоанн Предтеча, они послушали авторитетного учителя и пришли ко Христу. Они ничего не знали о чём сказать, о чём спросить у Христа. Они пошли за Ним, смотрели, а Христос уже Сам к Ним обратился. Не зная, что ответить, они сказали совершенно удивительную фразу: «Учитель, где живёшь?» (Ин. 1, 38). Господь пригласил их к Себе, «они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот» (Ин. 1, 39), а после этого уверились, что это Мессия, что это Христос. Затем апостол Андрей приводит ко Христу своего старшего брата Петра, который увидел Христа и уверовал в Него. Потом Сам Господь находит Филиппа. Ничего не говорится о диалоге, но Филипп идёт за Ним. Филипп обращается к своему другу Нафанаилу: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1, 45). Нафанаил сомневается, говоря «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46), идёт проверять и выясняет, что это действительно Христос.

Такой краткий эпизод и пять учеников, призванных своим каким-то особенным образом: первые двое идут от учителя, третий повинуется голосу брата, четвёртого Христос Сам находит, пятого призывает друг, но он не спешит верить, хочет удостовериться, у него есть сомнения. И все эти пути призвания ко Христу, пути прихода, пути диалога Христа с человеком сохраняются, никуда не деваются. У каждого свой индивидуальный опыт взаимоотношения с Богом и нет того опыта, который бы был нормативным и правильным, нет того образа прихода ко Христу, который бы был единственно верным. И нам надо это помнить. Помнить, что нам дана великая свобода, и Христос с каждым из нас общается индивидуально, так же, как и мы с вами общаемся друг с другом всяким раз каким-то особенным образом.

Сегодня время непростое, сегодня раздаётся много самых разных голосов. Кто-то говорит, что категорически неправильно посещать храм, кто-то говорит, что категорически неправильно храмы закрывать, кто-то говорит, что необходимо полностью изолироваться, кто-то говорит, что нельзя изолироваться, кто-то говорит, что ничего страшного, кто-то говорит, что всё пропало. И, кажется, что каждый человек должен сделать выбор. Но, по моему глубокому убеждению, мы не должны делать выбор и примыкать к какому-либо голосу, равно как и не должны осуждать тех, кто поступает и мыслит не так, как мы. Если человек чувствует, что его христианская совесть повелевает ему сидеть эти дни дома и никуда не выходить, то такой человек прав, это его путь служения Христу. Тот, кто считает, что несмотря ни на что необходимо идти в храмы, он тоже служит Христу и тоже прав. Мы все служим Христу. И мы не можем разделяться из-за того, что кто-то служит Христу не так как мы, а каким-то иным образом.

Дай нам Бог всем об этом помнить. Нам дана свобода, не только свобода от греха, но ещё и свобода в служении Богу, в богоугождении, об этом ярко свидетельствует история призвания первых апостолов. Дай всем нам, Господи, это помнить, осознавать, не вертеть головой по сторонам, а смотреть только на свой путь, на Евангелие и видеть впереди Христа Воскресшего.

Ангела-хранителя всем вам и помощи Божией! Христос воскресе!