21 июля 2020 года, в праздник явления Казанской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Казанском приделе Никольского храма села Копнино Переславского района.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени были удостоены Лидия Ивановна Николаева и Михаил Николаевич Растрыгин. Архиерейские грамоты были вручены Николаю Михайловичу Ермакову, Елене Вячеславовне Растрыгиной, Марине Викторовне Троицкой и Татьяне Михайловне Щедровой.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Церковное видение истории зачастую отличается от того, которое принято называть научным. Историческая наука в своих построениях не выходит за рамки человеческих решений и поступков, она никоим образом не учитывает действия Бога. Тогда как Церковь в качестве основного действующего лица истории видит Бога. Из-за такой разницы в подходах согласовать между собой церковное видение и научное бывает довольно непросто.

Впрочем, у нас нет необходимости заниматься таким согласованием. Те исторические свидетельства, которые предлагает нам Церковь имеют объектом своего воздействия не ум, а душу человека. А душа, хоть и не является объектом научного исследования, руководит человеком в большей степени, нежели ум. Тот, кто пережил соприкосновение с Богом и с Его святыми, не станет пытаться облечь свой опыт в слова, которые были бы убедительны для всех и для каждого, которые принимались бы в научном сообществе. Подобное действие было бы так же странно, как, к примеру, препарирование или математический анализ любви к своим детям. Церковная история предлагает нам взгляд любви. Церковная история видит и свидетельствует, что без вмешательства Бога и Его святых, в первую же очередь, Божией Матери мир был бы совершенно иным.

Сегодня мы совершаем празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь свидетельствует, что по молитвам перед этим образом Господь излил Свои неисчислимые милости на нашей Отечество. Не стану вдаваться в детали, думаю, вы прекрасно знаете о роли Казанского образа в событиях 1612-го года. Как мне кажется, значительно важнее здесь другое: милость Бога, Его о нас попечение, Его забота, Его благое вмешательство в нашу жизнь должно возводить наш ум к схожим по своей сути событиям Ветхого Завета, к истории израильского народа. Нельзя не вспоминать, что народ Израиля зачастую оставался глух и слеп, он отказывался видеть руку Божию, он постоянно уклонялся от богопочитания. За это он неоднократно претерпевал самые разные беды.

Такое положение дел однозначно указывает на то, что милость Божия не бывает безусловной, она требует отклика от человека. Нельзя получить просимое от Бога и после этого жить так, как будто бы ничего подобного не было. Жить, повинуясь лишь логике мира и логике человека. Нельзя получить милость, и после этого самому не стать милостивым. Вернее, сделать то так можно, человек свободен и имеет полное право поступать так, как ему заблагорассудится, но ничего хорошего из этого не выйдет. История израильского народа — печальный, но прекрасный и универсальный пример последствий такого отношения к проявлению силы Божией.

То, что мы получаем от Бога, даётся нам не по заслугам наших предков, не за «красивые глаза», оно даётся не безусловно, оно даётся лишь для того, чтобы мы стали подражать Богу. Чтобы через это наша жизнь стала свидетельством всемогущества и благости Творца.

Давайте же помолимся Божией Матери именно об этом. Попросим Её не о временном и тленном, а о вечном и нетленном, о помощи в том, чтобы всем нам стать проводниками Божиего милосердия.