21 мая 2023 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Николая Чудотворца храма в селе Копнино Переславского района.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Сергей Юрьевич Голубев был удостоен медали прп. Даниила Переславского II степени; за многолетний самоотверженный труд во Славу Божию и помощь настоятелю Никольского храма с. Копнино Екатерине Николаевне Плоховой было вручено благодарственное письмо.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Христос воскресе!
Сердечно поздравляю вас всех с воскресным днём! Вы знаете, что этот день именуется на языке церковного календаря Неделей о слепом, такое название он получил по причине чтения за Литургией соответствующего евангельского отрывка — об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения человека. Впрочем, это не единственный отрывок Нового Завета, который мы сегодня услышали. Был и ещё один — фрагмент из 16-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором речь шла об изгнании апостолом Павлом духа прорицания из женщины, а также о последующем взятии Павла и его спутников под стражу, и о тех чудесных события, которые произошли во время их пребывания в темнице.
Обе эти истории совершенно замечательные, и каждая из них уникальна, из каждой из них можно сделать важные выводы относительно практики христианской жизни.
Первый рассказ — про женщину, которая была одержима «духом прорицательным» (Деян. 16, 16) — на первый взгляд кажется довольно странным, особенно с учётом того, что этот дух не говорил ничего такого, с чем нельзя было бы согласиться, его слова совершенно спокойно может повторить любой христианин: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Но тем не менее, апостол Павел изгоняет из женщины духа прорицания. Эта краткая история побуждает нас сделать один простой, но крайне важный вывод: христианство не ищет такого рода свидетельств. Более того, оно с ними борется. Путь христианства совершенно иной, он никоим образом не входит в общение с духами, он проходит там, где есть обычная человеческая порядочность и забота о всех и каждом, даже в том случае, если проявление такой заботы способно стать угрозой собственному здоровью, а может быть даже и жизни.
Это как раз второй интересный момент в сегодняшнем чтении: апостолы не уходят из тюрьмы тогда, когда у них появилась такая возможность, они не хотят, чтобы из-за этого возникли проблемы у их стражи. Очевидно, что такое отношение к ближнему, который в данном случае является врагом, а не другом, было совершенно чуждо языческому миру. Именно забвения себя ради врага стало основным миссионерским фактором. Ведь так поступать может лишь тот, кто живёт в другом мире, мире, преображённом Христовым Воскресением. Встреча с такими людьми не может не закончится вопросом «что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16, 29). Тогда как правильные слова духа прорицатательного не могут привести ни к чему подобному. Это просто информация, хоть и любопытная, но информация абсолютно мёртвая.
К сожалению, очень часто христиане склонны искать каких-то сверхъестественных свидетельств, забывая при этом, что такое свидетельство мы носим внутри себя самих в том случае, если в нас живёт стремление к заботе о ближнем. Если же такое стремление есть, то Бог делает нас способными оказать огромное влияние на мир, сопоставимое с влиянием апостолов. Хорошо бы об этом помнить, и не бояться поступать по слову Христову всегда, везде и во всём.