Подарком к Пасхе этого года для Переславля стало завершение основного объёма росписей главного храма Никольского женского монастыря — многотрудная работа над которыми велась с 2006 года.

Величественный Никольский собор возведён на месте исторического, взорванного в 1923 году. Он был заложен в 1999 году по проекту переславского архитектора Вячеслава Николаевича Ижикова и возведен на средства известного мецената Виктора Ивановича Тырышкина, также положившего начало росписям собора. Художественный образ собора был навеян архитектурными формами древнерусского зодчества, в отличии от исторического, построенного в XVIII столетии. В соборном храме также были сохранены три престола.

— Для монастыря — это знаменательное событие, — говорит настоятельница монастыря игумения Евстолия (Афонина), — событие, которого мы долго ждали, и которое должно духовно укрепить нас в нашем горении ко Господу.

— Любой храм расписывают не хаотично, а по заранее осмысленному плану, на основе классической православной богословской концепции, — рассказал руководитель творческого коллектива, выпускник иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Самсон Марзоев. — В основе главной идеи лежит мысль — храм как образ Царства Божия на земле. Через это нам раскрывается, что домостроительство Божие, есть сотворение и спасение человека. Важную роль в выборе сюжетов сыграло посвящение храма святителю Николаю, как ревнителю и защитнику догмата о Богочеловечестве Спасителя. Поскольку храм находится в женском монастыре, особое внимание уделено теме женского монашества и женского подвига.

Конечно, сюжеты росписи в Никольском соборе можно прочитывать обычным образом — слева направо, — продолжает Самсон, — но мы заложили в нашу роспись идею параллелизма, это когда главный смысл раскрывается на контрасте между двумя противоположными сюжетами. Например, над центральным входом подкупольного пространства слева мы видим сюжет «Омовение ног ученикам», а справа — сцену «Воскрешение Лазаря». Противопоставление этих сюжетов помогает нам лучше понять идею любви Бога к человеку. Образ «Омовения» напоминает нам прощение грехов в святом крещении, слёзы покаяния, очищающего нас от наших страстей и, наконец, гостеприимство Бога, который принимает человека, как хозяин гостя. Эти смыслы усиливает сюжет «Воскрешения», напоминая нам о полном обновлении человеческой природы и всего творения.

При выборе стиля росписи иконописец ориентировался на жемчужину древнерусского храмоздания — Софию Киевскую. Выбор этот не случаен, архитектура Никольского храма близка к древнерусским памятникам, а иконостас выполнен в стилистике преподобного Андрея Рублёва. Выбирая древнерусский стиль росписи, художник хотел выразить единство Руси домонгольской, Киевской, и Руси Залесской. Иконописцы использовали технологию силикатной живописи, разработанную немцами более 100 лет назад. Матовая бархатистая фактура и глубина колорита силикатной живописи максимально приближает её к фреске.

В Никольском алтаре многонациональная артель оставила свою «подпись». В сюжете «Сошествие Святого Духа», в нижнем регистре, традиционно изображают народы, которые приходят ко Христу, Самсон Майрамович дал задание каждому из членов группы нарисовать своих соплеменников, так грузин писал грузинов, болгарин — болгар, белорус — славян, а сам Самсон писал своих предков — алан.