15 марта 2020 года, во 2-ю Неделю Великого поста, свт. Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил служение Литургии в Никитском монастыре Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— С точки зрения древних иудеев болезнь и грех имели между собой неразрывную связь. Если человек болеет, значит, он в чем-то грешен. Ему надо как-то очистить свой грех, как-то искупить его. Если же установленная процедура очищения от греха не помогает, то это является видимым следствием особо тяжелого греха, такого, который Бог отказывается простить. Схема очень простая, крайне понятная и удобная. Правда, удобство ее простирается ровно до той секунды, пока болезнь касается кого-то другого.

Но надо признать, что в неразрывную связь болезней и греха верят и многие христиане. Причина все та же: это удобная и понятная схема, а мы все хотим понятного и предсказуемого. Безусловно, такая связь существует, но неразрывной ее назвать нельзя. Эту мысль Христос Спаситель пытался донести до Своих современников, к примеру, в истории с исцелением слепого от рождения человека. Там, как мы помним, Он сказал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Есть в Священном Писании и множество других подтверждений этой же мысли: взять хотя бы книгу праведного страдальца Иова или хроническую загадочную болезнь Христова апостола Павла.

Но в сегодняшнем евангельском рассказе Христос не говорит, что у парализованного человека не было греха и не говорит, что нет связи между его болезнью и грехом. Более того, в данном случае фразы «чадо! прощаются тебе грехи твои» и «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» звучат в устах Господа Иисуса Христа как синонимы. Особенно же примечательно здесь то, что этот паралитик никак не мог проявить свою волю. Он не просил ни исцеления, ни прощения грехов. Он здесь выступает в роли объекта, вокруг которого разворачивается вся эта евангельская сцена. В его исцелении нет ровным счетом никакой его заслуги, это действие Божие, основанием для которого явились небезразличие и вера его друзей. Ведь именно они придумали остроумный способ обойти толпу и пробраться через крышу, именно они верили в то, что Христос в силах исцелить их друга, именно они попросили об этом. Господь исцелил парализованного, видя веру его друзей.

Зачастую приходится сталкиваться с вопросом о том, стоит ли молиться за тех наших близких, кто не верует во Христа. И можно ли это делать? Разные священники дают разные ответы. Но какой ответ мы можем дать, если будем помнить о чуде исцеления парализованного человека по вере его друзей? Кажется, что двух мнений здесь быть не может: не только личная вера способна творить чудеса, но и вера тех, кто нам близок, кому мы небезразличны, а значит и молиться мы должны за всех и за каждого, вне зависимости от их отношения к Богу и Его Церкви. Конечно, не за всех мы можем молиться во время совершения литургии и вообще в храме, но это вовсе не означает, что чьи-то имена могут быть исключены из домашней молитвы.