28 сентября 2023 года, в день памяти великомученика Никиты Готфского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Димитрий, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти святого великомученика Никиты Готфского!
Широкое почитание великомученика Никиты в как византийской, так и русской древности — довольно любопытный феномен, которому не существует достоверных и всеми принимаемых объяснений. Наиболее вероятным представляется гипотеза, которая объясняет почитание Никиты следствием распространения апокрифов, связанных с его именем. Такие апокрифы были известны как в Византии, так и в России, суть же их сводилась к тому, что великомученик Никита представлялся тем святым, который помогает в различных житейских нуждах, и имеет особую благодать от Бога как защитник от различных бесовских козней.
Однако уже довольно давно Церковь провела ревизию бытовавших в ней апокрифов и вернулась к первоначальному житию святого великомученика, из этого жития мы можем почерпнуть лишь самые общие сведения о святом Никите, и оно не содержит каких бы то ни было подробностей его подвига. На сегодняшний день мы достоверно знаем лишь о времени жизни Никиты, его происхождении, о том, кто его крестил, и о самом факте мученической смерти за Христа.
По этой причине сегодня мы, размышляя о великомученике Никите, думаем в первую очередь о мученичестве как таковом, и, конечно же, делаем акцент не столько на житии святого, сколько на отрывках Священного Писания, звучащих в день его памяти во время Божественной Литургии.
Оба эти отрывка говорят об одном: христианство иноприродно этому миру, а потому христиане не могут не подвергаться гонениям, если же христиане оказываются в благоприятной для себя обстановке, то это повод серьёзно задуматься о том, не произошло ли какого-то искажения нашей веры и нашей нравственности.
Впрочем, когда мы говорим о гонениях, то надо иметь в виду, что это слово вовсе не ограничивается притеснениями, ненавистью и злобой со стороны людей, это слово значительно шире, оно включает в себя и многоразличные бесовские козни, с которыми в первую очередь вынуждены бороться те, кто устраивает свою жизнь в соответствии с евангельскими словами Господа нашего Иисуса Христа.
Козни же эти могут проявлять себя самыми разными способами, и далеко не всегда враг рода человеческого действует через людей, чаще всего мы имеем дело с внутренними искушениями, с которыми бороться значительно сложнее, чем с внешними врагами. Внутренние духовные искушения — это то, что нам представляется свойствами нашей личности. К примеру, мы можем говорить о себе как о людях раздражительных, но что такое раздражительность как не проявление воздействия на душу противоборствующих Богу сил и вызванное ими забвение Христовых слов? И как можно побороть раздражительность, если не призывать Бога и Его святых на помощь? То же самое можно сказать и о всех других противных Богу состояниях человека. Если человек не сдаётся, если он борется, если он не решает в какой-то момент, что страсти — это и не страсти вовсе, а естественные свойства его натуры, то такой человек будет не меньшим исповедников веры, чем древние великомученики.
Пусть же молитвами святого великомученика Никиты никто из нас не слагает своего духовного оружия, пусть его молитвы поддерживают нас в брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), дай Бог молитвами святого Никиты каждому из нас выйти из этой брани победителями и унаследовать блаженную вечность со Христом Спасителем нашим и Богом!