В Неделю 4-ю Великого поста епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря архимандрит Димитрий (Храмцов), секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), настоятель монастыря Животворящего Креста Господня с. Погост-Крест Шуйской епархии игумен Гавриил (Лысов), иеромонах Илия (Кропанов), иеромонах Глеб (Быкадоров), иеромонах Евфимий (Куликов), игумен Арсений (Борновалов), игумен Амвросий (Лутовинов), иеромонах Тихон (Батурин), иеромонах Алексей (Сорокин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, иеродиакон Нил (Кулешов), иеродиакон Никита (Зарубин).

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сёстры! Всех вас сердечно поздравляю с днём памяти преподобного Иоанна Лествичника — с одним из престольных праздников Никитского монастыря!

Сегодня во время Литургии прозвучал отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, в этом отрывке рассказывалась история об исцелении Господом Иисусом Христом одержимого мальчика, которого ранее не смогли исцелить Христовы апостолы. Эта история интересна по многим причинам, и чаще всего мы, размышляя о ней, делаем акцент на причинах, не позволивших ученикам Христовым помочь несчастному ребёнку. Однако сегодня мне хочется обратить ваше внимание на ещё один аспект этой евангельской истории, а именно — на поведение отца ребёнка.

Любому священнику, да и вообще, пожалуй, любому человеку регулярно приходится слышать различные истории потери веры после каких-то испытаний. Человек попал в тяжёлую ситуацию, искренне молился, но Бог не ответил, и ситуация разрешилась самым негативным из возможных вариантов. Естественный вопрос: почему Бог молчал? Почему Он никак не откликнулся на молитвы? Далее следует вывод: если Бог не откликается, то Он и не нужен, а может и вовсе Его не существует, и правы атеисты с их логикой и позитивистскими доказательствами небытия Бога.

Интересно поразмышлять: что бы ответил Христос, если бы евангельский отец одержимого ребёнка подошёл к Нему с таким настроением? Впрочем, мы знаем из Евангелия ответ на этот вопрос: не было бы никакой реакции с Его стороны, как её не было по отношению к тем римским воинам, которые требовали назвать имена тех из них, кто наносил удары связанному и поруганному Спасителю: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26, 67–68).

Кажется очевидным, что вера не может быть чем-то обусловлена. Если она имеет под собой те основания, которые невозможно поколебать, то она переходит черту и становится знанием. В Священном Писании есть достаточное количество примеров того, что даже самые сильные и непререкаемые личности испытывали сомнения. Они непрерывно находились в состоянии внутреннего спора между сомнением и верой, между возражениями и уверенностью. За такими непревзойдёнными актами веры, как, например, жертвоприношение Исаака, стоят десятилетия колебаний. Авраам сомневался, но сомневался он не в существовании Бога, а в Его словах, он неоднократно задавал вопрос, суть которого можно свести к следующему: «Господи, Ты мне многое обещал, но я не вижу исполнения обещанного. Дай мне свидетельство, что Ты не обманешь». Бог отвечал Аврааму и давал требуемое. Подобное происходило и с Моисеем. Только в какой-то момент Моисей перешёл черту в своих сомнениях и в своих словах, итогом стало то, что он не сумел вступить на территорию Земли Обетованной, точно также, как не вошли туда и фактически все те, кто вместе с Моисеем вышел из Египта, точно также, как не стали обладателями этой земли их предки, в том числе и Авраам.

Существуют разные объяснения такого решения Бога. Одно из них дал святитель Иоанн Златоуст, который сказал, что в Землю Обетованную не может ввести исполнение закона, но только благодать. Под Землёй Обетованной святитель Иоанн подразумевал нечто большее, чем Палестина, в которую были устремлены вышедшие из Египта потомки Авраама и Иакова, он имел в виду Царство Небесное. Благодать же там, где нет и не может быть доказательств. Где есть вера без всяких очевидных свидетельств, то есть вера в собственном смысле этого слова.

Мы видим в сегодняшнем евангельском отрывке, что в полной мере такой веры не было даже у тех, кто в прямом и буквальном смысле ходил перед Ликом Христа. Несмотря ни на что, эти люди колебались. И потому они не всегда могли действовать по вере, не всегда их труды приносили свои плоды.

На этом фоне совершенно удивительно выглядит отец больного ребёнка: он, несмотря ни на что, верит, и его вера приносит свой плод. Это удивляет, поражает и вдохновляет. Дай Бог, чтобы и мы рано или поздно стали обладателями такой веры!

Похожие публикации