11 июля 2021 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.

По окончании богослужения был совершён чин освящения купола для строящегося храма Рождества Иоанна Крестителя.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения настоятельница Богоявленского монастыря игумения Антонина (Злотникова) была удостоена ордена Русской Православной Церкви преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, III степени.

Затем епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, с воскресным днём вас сердечно приветствую! А вас, матушка Антонина, я ещё раз поздравляю с высокой патриаршей наградой!

Мне хочется поделиться с вами кое-какими размышлениями относительно сегодняшнего евангельского чтения. Многим Евангелие от Матфея кажется самым понятным из всех четырех Евангелий. Призывы, которые содержатся в нём, кажутся простыми для исполнения. Сегодня мы слышали, что человек не может служить одновременно двум господам — Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Христиане должны заботится не о земном, а о вечном, а примером для нас служит мир природы, о котором заботится Господь. Всё просто и понятно. Можно выполнять, но…

Мы с вами находимся в монастыре и здесь есть люди, основное монашеское послушание которых состоит в заботе о материальном. Исполняя это послушание, поставленные на него сестры рассчитывают угодить Богу. И, как показывает история Церкви, их расчёты зачастую оправдываются.

Нечто подобное происходит и в семьях — никакая семья не сможет существовать, если кто-то из её членов не возьмет на себя заботу о необходимых материальных средствах. Более того, апостол Павел в своих наставлениях семейным людям говорил о необходимости такой заботы, например, в своем Послании в Эфесянам он пишет: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5, 28-29). То есть, заботится. Неужели апостол Павел не знал прочитанных сегодня за богослужением слов Христа?

Подобных разногласий между записанными в Евангелии словами Христа и практикой христианской жизни можно приводить бесконечное множество. Само по себе их появление не может не привести к мысли, что Христос говорит о чём-то значительно более глубоком, чем простое отсутствие заботы о земном: ведь не даром в начале этого отрывка Он упоминает о принципиальной невозможности служить двум господам одновременно. Получается, что забота о земном при определённых обстоятельствах может превратиться в того самого господина, которому человек служит в ущерб служению Богу. Но всё те же монастырские хозяйственники внешне посвящают себя исключительно земному и тленному, но делают они это не по особой любви к предмету своего послушания, а по любви к Богу, Который через монастырское начальство дал им это послушание. Если бы им было дано какое-то иное послушание, то они с радостью оставили бы все материальные заботы. Точно также и добрый глава семейства заботится о пище и одежде не по любви к этим тленным предметам, а по любви к своим близким, которых дал ему Бог. Эти люди — и есть те, через кого Бог делает то, что обещал — исполняет нужду человека в необходимом для жизни. Если забота проистекает из любви — значит всё в порядке. Именно об этом учит Церковь. Но если забота о материальных вещах становится самоцелью, если мы это делаем ради самих себя, то, очевидно, мы сбились с пути.

Мне бы хотелось пожелать всем нам помнить сегодняшний евангельский отрывок и постоянно себя проверять и спрашивать: «Что мной движет? Любовь к Богу и ближним или нечто иное?»