28 марта 2021 года, в Неделю 2-ю Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, сегодня мы слышали историю о расслабленном, которого принесли к ногам Христа его друзья. Евангелисты Лука и Марк говорят, что его спустили через разобранную крышу, евангелист Матфей не упоминает ничего подобного, но все они описывают одну и ту же историю.

После прочтения этого отрывка возникает два вопроса. Расслабленный не мог ходить, но вполне мог говорить. Почему он молчит и не обращается ко Христу с просьбой об исцелении? Он не кается в своих грехах, не исповедует Христа Богом, но, несмотря на это, Господь его исцеляет. Мы часто говорим о том, что нам нужно обращаться к Богу, исповедуя свои грехи и прося Его о помощи. Этот пример как будто говорит об обратном.

Второй вопрос к этому отрывку: куда делись люди, которые принесли расслабленного, после его исцеления? Этот человек был не только расслаблен телом, но и, по-видимому, безразличен к собственной судьбе. Он получает исцеление как дар, которого он не просил, но после чуда его жизнь по-прежнему в его руках, и, чтобы подчеркнуть это, из Евангелия навсегда пропадают и он, и его друзья.

Относительно первого недоумения, которое касается того, почему сам расслабленный никак не проявляет свою волю, но при этом получается исцеление, ответ прост: Христос воплотился ради того, чтобы прощать и примирять с Богом, Он пришёл не для того, чтобы кого-то за что-то наказывать, Его миссия — миссия примирения и прощения. Мы видим, что на этом больном проявилась сила Божия, а значит сущностная причина его болезни та же, что и причина болезни слепорождённого, историю которого рассказывает Евангелие от Иоанна, Христос там на вопрос о причине слепоты того человека отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9, 3). А вот то, каким образом в каждом конкретном случае являются дела Божии, — тайна, постичь которую в полной мере мы не в состоянии. Но мы — христиане — верим в благость Бога, мы исповедуем, что Христос никогда никого не наказывает, но всегда исцеляет и врачует наши, в первую очередь, душевные, а, зачастую, и телесные недуги.

Бог может простить нам всё, независимо от нашего расположения, просто по Своей милости, подкреплённой молитвами о нас наших родных и близких. Но Бог никогда не насилует волю человека. Он даёт шанс, которым мы можем воспользоваться. Если мы приходим к Нему: исповедуемся, причащаемся, творим милостыню, — то не стоит думать, что мы автоматически станем другими и вдруг обретём тягу к добру. Автоматически мы становимся злыми и грешными, потому что в это нас вовлекает диавол, не спрашивая нашего желания.

Если мы не будем прилагать силы души, чтобы соблюсти святыню, чтобы быть Христовыми, то мы выйдем из храма такими же, какими и зашли, продолжая совершать прежние грехи. Тягу к доброделанию нужно сформировать усилием воли и воспитанием себя.

Дай же нам всем Бог крепость, силы и стремление каждую секунду нашей жизни понуждать свою волю к деланию добра!