28 августа 2020 года, в канун празднования Феодоровской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Богоявленском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Если мы обратим своё внимание на богослужебные тексты сегодняшнего праздника, то с лёгкостью заметим их сквозную тему. Богослужебные тексты прославляют Божию Матерь за милости, которые были явлены через Её Феодоровский образ, и они призывают нас войти в опыт предшествующих поколений, то есть прибегать за помощью в различных обстоятельствах не к кому-нибудь, а к Божией Матери. О Ней и о Её чудотворной иконе, как о прибежище нуждающихся в помощи, говорит всё сегодняшнее богослужение.

Мы читаем, мы слушаем эти тексты, мы благоговейно крестимся и кланяемся, но являются ли богослужебные воззвания для нас руководством к действию? Или мы внутренне полагаем, что всё это — некий пережиток и потому предпочитаем иной образ действий в случае возникновения какой-либо скорби?

Практика показывает, что в жизни современных христиан существует весьма ощутимый зазор между молитвенными прошениями и повседневной жизнью. Мы предпочитаем делать акцент не на действиях, которые диктует вера, а на сугубо человеческих методах решения тех или иных проблем. Более того, человек, который решит жить целиком полагаясь на молитву, вызовет у нас непонимание и ироническую усмешку. Отчасти мы будем правы. Ведь оба пути — путь человеческой логики и путь молитвы — представляют из себя некие крайности, о которых было довольно много сказано в Священном Писании. Об этих крайностях говорит и евангельский текст, который читается за Литургией во все богородичные праздники и будет читаться завтра. В нём мы видим путь Марии — она просто слушает. И путь Марфы — она только служит. Господь Иисус Христос похваляет внимание Марии, но при этом Он говорит о блаженстве тех, кто хранит Его слово. То есть тех, кто на деле исполняет то, что читает в Евангелии, тех, кто помогает нуждающимся, кто не сидит сложа руки и отдаёт свою жизнь на служение другим.

Церковь уже давно вывела идеальную христианскую максиму, которая звучит следующим образом: молись так, как будто всё зависит лишь от молитвы и трудись так, как будто всё зависит только от тебя. Это одна из многочисленных христианских антиномий. Здесь, как, скажем, и в догмате о Святой Троице, нельзя сделать особый акцент на чём-то одном. Только и первое, и второе одновременно.

Второе — уповать на собственные силы — мы умеем делать в совершенстве. Осталось научиться молиться сердцем полным веры, любви, упования и надежды.

Именно этого — такой молитвы — мне и хочется пожелать матушке и сёстрам обители в малый престольный праздник их монастыря.