19 июня 2021 года, в канун праздника Святой Троицы — Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю вас с днём Святой Троицы и с главным престольным праздником Свято-Троицкого Данилова монастыря.

Все мы знаем, что в этот день Церковь вспоминает Сошествие Святого Духа на апостолов. Вместе с воспоминанием о Сошествии Святого Духа Церковь исповедует, что Дух с того дня присутствует в Церкви, Он присутствует в верующих во Христа. Мы, будучи чадами Церкви, разделяем это исповедание. Но вместе с этим, мы знаем самих себя, знаем свою немощь, знаем свои грехи и свои страхи, знаем также, что зеркало нам далеко не всегда показывает человека, имеющего Духа Святого. Более того, зачастую собственный облик, как физический и моральный, заставляет подозревать, что если есть во мне дух, то уж точно не Святой. Думаю, нечто подобное переживает каждый христианин. Отсюда вытекает вполне очевидный вопрос: каким образом вера Церкви в присутствие Духа Святого выражается в жизни каждого из нас?

Для ответа на него нам надо вспомнить фрагмент Послания апостола Павла к Галатам, в частности, 4-ю главу, в которой есть такие слова: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4, 6-7). То есть, если следовать словам апостола, основное действие, которое производит Дух Святой в человеке — это молитва к Богу-Отцу. Но что есть молитва? Что мы представляем себе, когда говорим о молитве? Вот сегодня, здесь, была ли у нас молитва? Хотя, конечно, корректным был бы иной вопрос: были ли молитва у меня? Как понять это? Как дать честный ответ?

Молитва меняет человека. Изменились ли мы в результате сегодняшнего богослужения? Боюсь, что далеко не все из нас смогут ответить утвердительно. И здесь следующий вопрос: почему? Почему богослужение, домашнее правило, вообще сама жизнь в Церкви нас почти не меняет? Почему мы бесконечно «топчемся на месте» в своей духовной жизни?

Ответ на все эти вопросы дал святитель Феофан Затворник. Ему принадлежат такие слова: «Дух Божий делает сынами — возрождая, — всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всём и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами. После сего Дух Святый, пришедши чрез таинства, делает их сынами существенно, и, сделав их такими, пребывает в них, и научает возноситься к Богу, как к Отцу».

Здесь святитель Феофан напоминает нам о существенно важном условии действия Духа Святого в сердце человека: оно заключено в стремлении во всём и всегда следовать за Христом. Не тогда, когда это удобно и безопасно, когда выгодно и полезно, а всегда, невзирая не на что. Такое следование никогда не было вожделенно для падшего человека, нам всем свойственно его избегать, а потому и действие Духа Святого нами не ощущается и не переживается.

Я хочу пожелать всем вам, но, конечно, в первую очередь братии Свято-Троицкого Данилова монастыря, именно этого: стремления к исполнению Христовых заповедей, если будет такое стремление, то будет и молитва, будет и утешение от Духа Святого.