20 апреля 2024 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — Субботу Акафиста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королёв), архимандрит Димитрий (Храмцов), игумен Александр (Широких), иеромонах Илия (Кропанов), иеромонах Герасим (Ренев), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Роман Винников.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с престольным праздником этого храма — Похвалой Пресвятой Богородицы!
Торжество, которое Церковь Христова совершает в субботу пятой седмицы Великого поста, имеет под собой известные исторические основания, однако значительно более важными видятся основания иного рода — богословские, в частности, антропологические.
Для того, чтобы их понять, нам стоит вернуться к самому началу — к сотворению Богом человека, и обратить внимание вот на какую деталь: человек не был сотворён как некая самостоятельная автономная единица, на этот факт указывают слова Бога о том, что именно Он дал человеку пищу, и Он же дал человеку первый закон, которому необходимо было следовать, о том же самом говорит и упоминание исходящего от Бога дыхания жизни, после которого человек стал душою живою (см. Быт. 2, 7).
Человек был создан как существо, которое не может жить в отрыве от Бога. В этом смысле нашу зависимость от Бога можно называть своего рода односторонним облигатным симбиозом: Бог без нас существовать может, мы без Него — нет. Смерть вошла в жизнь человека тогда, когда он через свой грех нарушил гармонию общения с Богом. Если мы поинтересуемся тем, как устроен симбиоз в биологии, то мы увидим, что каждый из его участников должен нечто отдавать, и в этой отдаче заключается гарантия продолжения жизни.
Так и с человеком: для того, чтобы жить жизнью полноценной, счастливой и наполненной мы должны нечто отдавать. Во-первых, мы должны стараться отдавать свою волю, то есть подчинять её воле Бога, выражается это в первую очередь через исполнение Его заповедей. Во-вторых, мы должны быть благодарны. Собственно, способность благодарить — и благодарить искренне! — вот то, что существенным образом отличает христиан от всех других людей. Как мы с вами прекрасно знаем, центральное церковное таинство, без которого немыслимо наше спасение, именно так и называется — таинство благодарения, или, что более привычно, таинство евхаристии. Совершая это таинство, мы вспоминаем о всех бывших с нами благодеяниях Божиих, как о тех, о которых мы знаем, так и о сокрытых от нас, и мы верим, что Бог стоит даже за нашими неудачами, потому как то, что мы воспринимаем как неудачу через какое-то время может открыться нам с противоположной стороны — как невероятная милость Божия, без которой нас, возможно, не было бы уже в живых.
Церковь не только напоминает нам о необходимости быть благодарными Богу и друг другу, Церковь учит нас благодарности, и сегодня как раз такой день и такой праздник: произнося похвалу Божией Матери, воздавая благодарение Ей за все ведомые и неведомые благодеяния, бывшие через Неё в нашей жизни, мы учимся в любой жизненной ситуации отдавать предпочтение благодарственной молитве перед всеми прочими видами молитвы, потому как, по слову Господа нашего Иисуса Христа, «знает Отец наш, в чём мы имеем нужду, прежде нашего прошения у Него» (ср. Мф. 6, 8).