21 апреля 2024 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, день памяти преподобного Даниила Переславского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королёв), архимандрит Димитрий (Храмцов), игумен Александр (Широких), иеромонах Глеб (Быкадоров), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Роман Винников.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти преподобного Даниила Переславского!
Когда мы читаем апостольские послания, то сложно не обращать внимание на частое использование слова «дерзновение». Если же пройтись по тексту Библии простым поиском, то мы узнаем статистику использования этого слова: всего в тесте Библии оно встречается 19 раз, и 17 из них — в апостольских посланиях, если же искать не русское слово, а соответствующее ему оригинальное греческое, то окажется, что его можно встретить в апостольских посланиях уже не 17, а 21 раз, и это тоже будет существенным образом превосходить количество упоминаний слова «дерзновение» во всех других библейских книгах. Из этой простой статистики можно сделать не менее простой вывод: дерзновение, или смелость, — вот то, что было отличительной чертой апостольской эпохи, и было оно следствием Сошествия Святого Духа на апостолов, ведь впервые это слово появляется в книге Деяний святых апостолов тотчас после принятия апостолами Святого Духа, именно так — с дерзновением — обратился апостол Пётр к собравшимся.
Читая апостольские послания, мы, конечно же, не можем не изумляться той духовной силе, которая наполняла апостолов, при этом мы стараемся не сравнивать апостолов и их эпоху с нами и с тем временем, в которое нам выпало жить. Нам кажется, что это две не пересекающиеся реальности, и что апостолы — как будто бы не совсем такие же люди, как мы. Если же вдуматься, то станет очевидным: нас от апостолов отличает не иное физическое естество и не иное устройство души, нас отличает упомянутое ранее дерзновение.
Преподобный Даниил Переславский жил через полторы тысячи лет после апостолов и на пятьсот лет раньше, чем мы, он был в три раза ближе к нам, чем к апостолам, но при чтении его жития невозможно не ощутить, что речь идёт о человеке, который, родившись в Переславле в XV веке, как будто бы был современником апостолов. Слова и действия преподобного Даниила были исполнены не меньшего дерзновения, чем слова и действия апостолов Христовых. Преподобный Даниил не боялся делать то, что повелевал ему делать Дух Святой, то, что до него никто не делал, что казалось странным в глазах современников, что вызывало ропот и нарекания.
Сама по себе история появления монастыря, в котором мы сейчас находимся, очень непохожа на типовую историю основания монастырей. Здесь не было святого основателя, решившего уйти в леса ради сугубого духовного подвига и привлёкшего против своей воли к себе учеников, не было волеизъявления видного государственного или церковного деятеля, решившего увековечить своё имя основанием монастыря, не было значимого события на этом месте, которое необходимо было зафиксировать в памяти потомков учреждением обители.
А было кладбище. Была молитва об усопших. Основать монастырь в таком месте по каким-то рациональным соображениям невозможно, такое можно сделать только по внушению Духа Святого, а для этого необходимо было иметь живое и непосредственное общение с Третьей Ипостасью Святой Троицы.
Нам не дано знать, каким образом преподобный Даниил стал вместилищем Духа Святого, но мы знаем иное: он может и нам помочь обрести ту же благодать Духа, то же дерзновение, которые были у него, он способен и нас сделать продолжателями апостольских деяний, а потому наша к нему молитва должна быть крепкой и неотступной. Дай Бог, чтобы именно такой она и была, дай Бог, чтобы она была услышана!