В день Святой Троицы епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

12 июня 2022 года, в день Святой Троицы, Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию и великую вечерню праздника Пятидесятницы со чтением коленопреклонных молитв в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— С днём Сошествия Святого Духа на апостолов всех вас, дорогие друзья, сердечно поздравляю!

То событие, которое мы сегодня столь радостно торжествуем, описано апостолом Лукой в книге Деяний святых апостолов. Из этого описания нам известны обстоятельства, при которых апостолы Христовы приняли Дух Святой: апостолы были внутри некоего дома, и были они «единодушно вместе» (см. Деян. 2, 1). Здесь существенно важны оба этих слова — и «единодушно», и «вместе». Можно быть вместе, но при этом быть разделёнными между собой, иметь совершенно разные устремления, мысли и желания, более того, можно находиться в одном помещении и пребывать во взаимной вражде и неприязни. Возможно также и обратное: быть разделёнными в пространстве, но при этом находиться в единодушии. Здесь же мы видим соединение и места, и единодушия. Это краткое описание состояния апостольской общины на момент Сошествия Святого Духа имеет очень важное существенное значение: Дух Святой не действует вне Церкви, ну а Церковь — это не здание, и не юрисдикция, это совместное единодушное пребывание верующих во Христа. Мы составляем собой Церковь при исполнении трех условий: веры во Христа, физического пребывания в одном месте и при единодушном устремлении ко Христу. Если же одно из этих условий по каким-то причинам не исполнено, то и о Церкви говорить не приходится.

Из опыта мы знаем, что чаще всего у нас возникают проблемы с двумя последними условиями: нам не всегда понятно, для чего необходимо храмовое богослужение, ведь можно помолиться и дома, а ещё мы понимаем, каким образом достичь единодушие со столь сильно отличающимися от нас людьми.

С богослужением всё довольно просто, ведь посещение храмов — это сугубо физическая задача, надо просто понять и принять, что такова воля Божия, что Бог таким образом устроил наше спасение, и другого пути попросту не существует. С единодушием дело обстоит значительно сложнее, уж слишком мы все разные, у нас непохожие жизни и сильно отличающийся опыт, неодинаковые сложности, разные устремления и переживания, перед нами стоят неодинаковые задачи, что тоже лишает единодушия. Могу сказать о себе самом: в этот момент времени передо мной стоит уникальная для нашего собрания задача — мне необходимо произнести проповедь, я полностью сосредоточен на этом: начать-то я её начал, но вот смогу ли должным образом закончить и не попасть в риторический тупик… У вас же в этом же моменте времени задача ровно противоположная: попытаться услышать и понять то, что я говорю, и быть готовыми с любовью простить меня, если я всё же окажусь в риторическом тупике. Как мы понимаем, эти задачи слишком сильно отличаются друг от друга, и в отношении к ним говорить об единодушии невозможно. А ещё все мы испытываем ощутимые сложности с тем, чтобы не жить следующей минутой, находясь физически здесь и сейчас, мы думаем о том, что нас ждёт дальше, к примеру, вряд ли отец Пантелеимон может сейчас не думать о том, как ему должным образом организовать то, что будет происходить после окончания богослужения.

Так происходит абсолютно со всеми, происходило так и с апостолами, у каждого из них тоже были уникальные переживания и заботы. Поэтому говорить об единодушии на этом уровне нельзя ни применительно к нам, ни применительно к апостолам. Значит, речь в книге Деяний идёт о чём-то ином, и мы можем догадаться, о чём именно: об устремлении, которое превосходит всё земное, — о стремлении быть со Христом, о стремлении исполнять Его слова, о глубинном осознании того, что Христос — центр и смысл нашей жизни.

Если у каждого из нас это есть, то мы, собираясь вместе, будем в высшем смысле единодушны, и, значит, можем надеяться на то, что Дух Святой придёт, вселится в нас, очистит нас от всякой скверны и спасёт наши души!