В день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского епископ Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме

свящ. Сергий Савенков
Фото

8 октября 2022 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! С днём памяти игумена земли Русской — преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского — всех вас поздравляю!

Думаю, я не ошибусь, если предположу, что среди нас нет тех, кто в своих молитвах или же в своих мыслях ежедневно не вспоминал бы преподобного Сергия. Это неудивительно, ведь преподобный Сергий не только основал центральный монастырь нашей Церкви, он ещё и сформировал определённую монашескую традицию, которая оказала и оказывает влияние на духовную жизнь чад Русской Православной Церкви. Более того, духовная традиция преподобного Сергия оказывает влияния и на тех людей, которые не относят себя к числу воцерковленных.

Приведу небольшой, но очень, как мне кажется, красноречивый пример. Ежегодно в июле в пригороде Переславля проводится молодёжный форум «Александрова гора», наша епархия, наряду с другими организациями, принимает участие в подготовке и проведении этого форума, следовательно, меня, как правящего архиерея, приглашают на форум ради встречи с его участниками. Формат встречи может быть любым, но мне кажется самым удобным формат диалога, то есть формат ответов на вопросы собравшихся. Мой опыт показывает, что каждый год участники форума задают одни и те же вопросы, в частности, их, как и вообще очень многих людей, интересуют церковные доходы, особенно же доходы духовенства, у них есть ощущение, что священнослужители живут неоправданно богато, а это, по их мнению, противоречит сути христианского священнического служения.

Был такой вопрос и в минувшем июле, не помню, что именно я отвечал, но в конце своего ответа я указал на пример настоятеля кафедрального собора протоиерея Алексия Морозова, который тоже там присутствовал, я сказал, что любой желающий может сходить на парковку и посмотреть на чём приехал отец Алексий, а приехал он на своей единственной машине, которой уже третий десяток лет. После этих слов поднялся шквал аплодисментов, адресованных отцу Алексию и его престарелой колеснице.

Иными словами, люди хотят видеть в священнослужителях бессребреников, таков общественный запрос, и это довольно странно, ведь если мы обратим внимание на Евангелие, то увидим, что рядом со Христом были самые разные люди, были, к примеру, женщины, которые служили Христу «имением своим» (см. Лк. 8, 3), и Господь не говорил им, что они должны прежде, чем пойти за Ним, раздать всё, напротив, и Он Сам, и Его апостолы без каких-либо нравственных терзаний пользовались тем, что принадлежало этим женщинам. О том, что надо раздать всё прежде, чем пойти за Ним, Спаситель сказал только лишь одному богатому юноше, и, очевидно, на то были причины, которые заключались не в богатстве как таковом, а в самом юноше. Внимательное чтение Евангелия не даёт нам оснований полагать, что бедность — это необходимое условие спасения, не дают нам оснований так полагать и наши святцы, в которых мы видим самых разных святых, как бедных, так и богатых.

Откуда же взялся запрос на бедную Церковь и таких же священнослужителей? Ответ кроется в духовной традиции нестяжательства, которая особенно ярко проявила себя в жизни преподобного Сергия и основанных им монастырей. Он ввёл в Троицком монастыре общежительный устав, который не предполагал наличия какого-либо личного имущества у монахов. Этот устав вызвал противодействие со стороны братии, следствием чего стало изгнание преподобного из им же основанного монастыря. Позже преподобный вернулся, а общежительный устав постепенно стал нормой для всех монастырей Русской Церкви, что привело к появлению единственно приемлемого обществом образа монаха как абсолютного нестяжателя, то есть человека предельно бедного, вполне естественно, что этот образ со временем перешёл и на духовенство, именно поэтому даже те люди, которые далеки от Церкви, ожидают, что священник будет беден, в противном же случае они сильно смущаются. Это лишь один из примеров влияния традиции преподобного Сергия на наше общество.

Сегодня мы попросту не можем себе представить какой-то иной традиции, можно сказать, что именно преподобный Сергий определил дух русского православия, Русская Церковь — это Церковь преподобного Сергия, он наш наставник, учитель и духовник, а потому мы не можем о нём не помнить и его не почитать, и, конечно же, мы не можем, попросту не имеем права, не возносить ему свои молитвы, дабы он каждому из нас помог пройти по указанному им пути спасения.

Похожие публикации