В день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского епископ Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме

Дмитрий Ухоботов
Фото

18 июля 2022 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья!

Сегодня в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, Церковь, как и в другие дни памяти преподобных, предлагает для нашего внимания и назидания небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам. Многие воцерковлённые люди, которые часто бывают на богослужениях, знают этот отрывок практически наизусть: апостол Павел перечисляет в нём плоды Духа Святого в человеке — это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). И там же апостол пишет, что людям, которые имеют в себе эти плоды Духа, не нужен никакой внешний закон, такой закон для них — всё равно что детский манеж для взрослого человека.

Там же далее апостол пишет и о том, каким образом человек может сподобиться этих даров: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). А если человек «распял плоть», то и поступать он должен «по духу» (см. Гал. 5, 25). Но что это означает? И на этот вопрос есть ответ в кратком отрывке Послании к Галатам: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5, 26).

Именно здесь начинается самое сложное в практическом смысле. Если мы заглянем в глубину своего сердца, если будем честны сами с собой, то увидим: большинство наших действий, слов и мыслей так или иначе вызваны тщеславием. Всем нам важно, чтобы о нас хорошо думали окружающие, чтобы нам говорили добрые слова, чтобы нами восхищались и так далее. Более того, сам окружающий современный мир буквально понуждает человека к тщеславию: достаточно обратить внимание на социальные сети, ведь для абсолютного большинства они не инструмент общения, а некая витрина,  которой мы демонстрируем собственные успехи, многие молодые и не очень люди попадают в зависимость от реакции на их публикации в социальных сетях, они тщательно отслеживают количество «лайков» и комментариев, продумывают свои публикации так, чтобы привлечь как можно больше благосклонного внимания, и при этом не задаются вопросом относительно того, каким образом такая деятельность соотносится с христианством. Более того, в эту ловушку попадают и священнослужители.

Можно сказать и больше: современная жизнь, в том числе и церковная, устроена таким образом, что администраторы официальных епархиальных сайтов в качестве критерия успеха своей работы видят количество оригинальных просмотров той или иной публикации. А если мы анализируем реакцию посетителей епархиальных сайтов и страниц в социальных сетях, то видим прямую зависимость между количеством качественных фотографий и благосклонной реакцией публики, особенно же в том случае, если на фотографиях запечатлены не только священнослужители, но и большое количество мирян, секрет прост: люди видят самих себя, радуются, и дают положительный отклик. Примеры такого рода можно продолжать почти бесконечно, все они говорят об одном: тщеславие стало нормой нашей жизни, оно — зачастую единственная мотивация к деятельности. И здесь возникает серьёзный вопрос: если мы воспринимаем тщеславие как норму, если мы уже не в состоянии видеть его в самих себе, если мы не хотим с ним бороться, то можем ли мы надеяться на обретение тех плодов Духа, которые упомянул в своём послании апостол Павел?

Конечно, это риторический вопрос, ответ на него известен. Но он вызывает следующий вопрос: а каков тогда вообще смысл во всей нашей христианской жизни, ведь если нет плодов Духа, то мы вынуждены жить под законом. И что же тогда нас отличает от множества других людей, в чём наша евангельская соль?

Эти вопросы мы должны постоянно обращать к самим себе, должны искать на них ответы, и помнить, что любое, даже самое безобидное проявление тщеславия, — это то, что сводит на нет все наши аскетические усилия, все молитвы, коленопреклонения и посты.

Церковь постоянно предлагает нам в качестве назидания примеры жизни людей, которые сумели победить тщеславие. Очень хочется надеяться, что мы воспользуемся этими примерами, и станем достойными обретения плодов Духа Святого, а вместе с ними и вожделенного Христова Царства!

Похожие публикации