16 июня 2020 года, в день перенесения мощей царевича Димитрия Угличского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле», построенном на месте прощания угличан с мощами святого, в Угличе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

О Боге говорить очень непросто. В богословии есть раздел, который называется «апофатическим богословием», в рамках этого раздела речь о Боге идёт в терминах отрицания, то есть говорится о том, кем или чем Бог не является. А также о том, каких свойств у Него нет. Выходит, что Бога очень непросто и даже невозможно как-либо описать, потому что Он превосходит любое описание, доступное человеческому языку.

В частности, можно сказать, что Бог не справедлив. Но Он не справедлив с точки зрения человеческого представления о справедливости, в котором, как мы знаем, есть жёсткая связь между действиями и их последствиями. Но даже если мы ограничимся относительно узкой исторической частью Евангелия, то увидим очевидное: Христос далеко не всегда оказывал Свою помощь тем, кто был её действительно достоин. То есть в этом смысле Он не был справедлив. Он был милостив.

Свою позицию по этому вопросу Он выразил в притче о нанятых в разное время работниках виноградника, все из которых в конечном итоге получили одинаковую плату. В ней звучит замечательный заключительный вопрос: «разве я не властен в своём делать, что хочу?» (Мф. 20, 15). Когда этот вопрос задает Бог, то невозможно на него ответить иначе, чем утвердительно. Бог властен делать так, как Ему заблагорассудится. В конечном счете, и в высшем смысле справедливо то, что считает таковым Бог. А праведность состоит в том, чтобы суметь принять волю Бога такой, какова она есть.

Все это я говорю по одному лишь поводу, по тому самому поводу, который нас с вами здесь собрал. Конечно же, речь идет о самом факте перенесения мощей святого благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву. По человеческим меркам это, как мне думается, не вполне справедливо. Но наши предки, те, кто построил храм на месте прощания с  царевичем, сумели найти в себе силы повторить вслед за праведным Иовом невероятные по своей глубине слова: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21). Каждый на своём опыте знает, что жить так, чувствовать так, как подсказывают жить и чувствовать эти слова праведника, чрезвычайно сложно, а для многих и вовсе невозможно. Особенно же сложно воспринять эти слова тогда, когда воля Божия осуществляется через совершенно конкретных людей, которые, как и все мы, порабощены греху, и потому их действия могут быть расценены как следствия их греха, а не как прямое действие Бога.

Но наши предки сумели все понять правильным образом. Об этом напрямую свидетельствует история храма, в котором нам сегодня Бог дал возможность совершить Литургию. Все вы лучше меня знаете, что этот храм славен не только своим местоположением, но и людьми, которые с ним связаны, которые в нём в разное время служили и теми, кто похоронен в его ограде. Даже поверхностное изучение биографий некоторых из них указывает на то, что на этом месте свершилась воля Божия и все мы можем быть ей свидетелями. А через это свидетельство мы имеем возможность научиться лучше понимать суть промысла Божия о мире и о каждом из нас.