В день памяти великомученика Феодора Стратилата епископ Феоктист совершил первую Литургию в восстановленном Феодоровском соборе Феодоровского монастыря

21 июня 2022 года, в день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в восстановленном Феодоровском соборе Феодоровского женского монастыря.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения настоятельница монастыря игумения Даниила (Севериненко) была удостоена Ордена Русской Православной Церкви преподобной Ефросинии, великой княгини Московской, III степени.

Заместитель директора департамента безопасности банка «Траст» Евгений Фатыхович Альмухамедов по поручению президента-председателя правления Александра Константиновича Соколова передал в дар обители икону «Собор святого архистратига Божия Михаила».

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Даниила, дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас всех с днём памяти святого великомученика Феодора Стратилата!

Очень радостно, что мы наконец-то получили возможность послужить в храме его имени, надеюсь, что в этом году мы совершим и его повторное великое освящение. Конечно же, я благодарю всех тех, кто потрудился ради того, чтобы сегодняшнее богослужение здесь стало возможным. Знаю, что это был совместный, непростой и кропотливый труд очень многих людей, знаю, что было немало сложностей, но, милостью Божией, сестры монастыря и их помощники сумели со всем справиться. Вы все большие молодцы, верю и надеюсь, что ваши труды не останутся незамеченными у Бога.

В евангельском отрывке, который был сегодня прочитан за Литургией, есть совершенно замечательные слова Господа Иисуса Христа: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). Можно сказать, что эти слова Христа не только Его напутствие ученикам, эти слова выражают дух всего Евангелия. В Евангелии одновременно содержится и ни с чем не сравнимая по своей глубине мудрость, и совершенная простота. Евангельские образы понятны и доступны, впрочем, здесь необходимо сделать оговорку: понятны и доступны они были тем людям, которые непосредственно слушали Христа, Господь ориентировался на их восприятие жизни, на их культурный и интеллектуальный уровень, Он говорил на их родном языке и использовал в Своей речи понятные им образы и ситуации. За любой Христовой притчей, даже самой, на наш взгляд сложной, стоит что-то очень простое и понятное израильтянам первого века по Рождестве Христовом. Конечно, нам, людям, живущим совсем в иную эпоху, в другом культурном и языковом пространстве бывает довольно непросто увидеть простоту Евангелия, для достижения этой цели нам необходимо проявить усердие и потрудиться. Но даже если этого не делать, и взять для рассмотрения лишь те евангельские изречения Христа, которые одинаково прочитываются в любое время носителями любого языка и культуры, то мы увидим: все Христовы слова призывают к тому же самому — к простоте, которая исполнена мудрости. Более того, внимательное исследования слов Христа показывает, что простота является и одним из свойств Бога, и что именно через простоту проявляет себя мудрость.

Есть у евангельского изречения Христа относительно мудрости змеиной и простоты голубиной и иное прочтение, которое вытекает из множественности значений используемого здесь греческого слова. Вместе с указанием на простоту это слово имеет несколько дополнительных значений, оно может быть переведено как «чистый», «невинный», «свежий» и «непорочный». Многие авторитетные толкователи связывают призыв к змеиной мудрости с сохранением чистоты и непорочности.

К примеру, преподобный Амвросий Оптинский со ссылкой на древних толкователей писал: «Мудрость змии состоит в том, когда наносят удары телу ея, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа, и в Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь». Без такой мудрости невозможно сохранить ни чистоту, ни непорочность, н простоту. Получается, что мудрость, направленная на сохранение живой и неповреждённой веры во Христа и Его Евангелие, является залогом тех свойств человеческой личности, для символического описания которых Господь использует указание на голубиную простоту.

Задача, которую поставил перед Своими ученикам Спаситель, крайне непростая: вера всегда и везде подвергалась, подвергается и будет подвергаться нападкам. Вместе с ней нападкам будут подвергаться чистота и непорочность. Но, к счастью, всем нам Богом даны интеллектуальные силы, одно из евангельских применений которых состоит в направлении их на сохранение веры несмотря ни на что.

Очень хочется надеяться, что все мы с вами справимся с этой задачей и тем самым исполним повеление Христово! И пусть святой великомученик Феодор Стратилат, как человек, исполнивший слова Христа, будет нам в этом помощником!