2 июня 2020 года, в день обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, дорогая матушка Ольга, дорогие сестры! С праздником вас — вторым днём памяти святителя Алексия, которому посвящён этот монастырь.

Чаще всего в дни памяти святых архиереев в качестве литургического чтения Церковь предлагает нашему вниманию 24‑е зачало Евангелия от Луки — это краткая редакция заповедей блаженств. Сегодня это чтение тоже читалось. Можно видеть самые разные причины того, почему именно эти евангельские слова Церковь решила прочитывать за богослужением в дни памяти святителей.

Мне думается сегодня, что важны первые слова заповедей — «блаженны нищие духом» (Лк. 6, 20). Понятно, что у любого архиерея есть власть и есть определенные возможности, то, что доступно далеко не всем. Мы знаем, что святитель Алексий был выходцем из черниговского боярского рода Бяконтов. По этой причине у него была возможность не только духовного, но и политического влияния на современное ему общество. Но когда человек восходит на определённую ступень и имеет власть, то ему становится особенно непросто стяжать или же сохранить нищету духовную.

Почему? Потому что нищета духовная похожа на состояние человека, который стоит с вытянутой рукой в переходе в метро. Эта Христова заповедь говорит о блаженстве аутсайдеров, людей, которые нам неприятны и встреч, с которыми мы, как правило, стараемся избегать. Но, тем не менее, нищих видели все. И все читали, что сегодня нищие уже не те. Читали, что зачастую за человеком с протянутой рукой стоят другие люди, которые его используют, на которых он работает. Или же про то, что для тех, кто стоит и просит это не более чем вид заработка, что на самом деле эти люди ни в чём особо не нуждаются. А ещё про то, что чаще всего это те, кто опустился, не хочет работать и собирает себе не на еду, а на выпивку. В общем, никакого доверия к нищим у нас нет, как правило, мы видим в них обыкновенных жуликов.

Но Господь Иисус Христос нигде и не говорит о необходимости доверия к ним. Если отбросить всё то, что мы знаем о современных нам нищих, то, что можно сказать о человеке с протянутой рукой? Пожалуй, лишь то, что такому человеку не придёт в голову гордиться своим положением и своим способом заработка. И неважно, что послужило причиной такого асоциального поведения, личный выбор или же трагические обстоятельства. Они просят, а не требуют. Они ничего не могут дать взамен. У них ни на что нет законного права, зачастую у них нет сил, зачастую, эти люди тяжело больны. Они готовы терпеть унижение и брезгливое отношение к себе. Готовы терпеть холод, жару и прочие неблагоприятные погодные условия.

Если перенести всё это на область духа и на отношение человека к Богу, то становится ясно, о чём говорит Христос. Нищета духовная — это состояние, в котором человек стоит перед Богом так, как стоит перед потоком людей нищий в переходе метро. Такой человек стоит, не смеет поднять глаза и всё, что он может, это твердить молитву о помиловании. Точно так же, как нищий твердит просьбу о помощи. Иными словами, ощущение своей духовной нищеты есть прямое побуждение к истинной молитве. Без всех возможных оговорок, которые содержат намёк на взаимоотношения в духе «Ты — мне, я — Тебе». И как нищему не придёт в голову выкладывать свои селфи в социальных сетях, ходить на встречи одноклассников с тем, чтобы с гордостью поведать всем о том, какую прекрасную карьеру он сделал, так и тот, кто обрёл нищету духовную не станет кому-либо говорить о своей молитве. Как нищему никогда не будет достаточно собранных средств, так и нищий духом никогда не сможет дойти до момента, в который он скажет, что более не нуждается в молитве и богообщении. И даже когда он почувствует приближение Господа, его молитва не прекратится, она станет ещё горячее.

Но если у человека есть власть и возможности, такие, какие есть у любого архиерея, то он сам в какой-то степени становится раздаятелем благодати, раздаятелем тех же самых денег и всего прочего. И сохранить такую соотнесённость с Богом, как у нищего и тех, у кого он просит, очень сложно — само положение подталкивает по-другому мыслить и иначе жить.

Церковь каждый раз подчёркивает, что многие наши святители, и святитель Алексий в том числе, сохранили это переживание нищеты духовной. Я очень надеюсь, что его молитвами, и мы тоже сможем взойти на эту ступень духовного восхождения, когда нам будет всегда не хватать богообщения, всегда будет мало духовных дарований, когда мы не будем жить в парадигме «Ты — мне, я — Тебе».