В день памяти мученика Саввы Стратилата епископ Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Троицкая Слобода

7 мая 2022 года, в день памяти мученика Саввы Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Троицкая Слобода Переславского района.

За богослужением была совершена хиротесия во чтеца алтарника храма Михаила Иванова.

За понесённые труды на благо Святой Церкви медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени была удостоена:

  • Наталья Александровна Калинкина.

Архиерейских грамот были удостоены:

  • Галина Александровна Васильева;
  • Любовь Александровна Лисина.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Олег, дорогие отцы братья и сёстры! Христос воскресе!

Совсем недавно мне где-то попалась совершенно, на мой взгляд, замечательная фраза: как только человек ощущает успокоенность в своей вере, он тут же перестаёт быть верующим. Это в самом деле так, само Евангелие не может не вызывать вопросы и не может быть тем текстом, в котором абсолютно всё ясно и понятно. Более того, Евангелие не может не быть вызовом для каждого, кто его читает. Если же, читая Евангелие, мы не ощущаем никакого беспокойства, то это означает лишь, что читаем мы его недостаточно внимательно. Или же недостаточно честно по отношению к самим себе. В норме Евангелие может и должно вызывать как частные, так и общие вопросы.

Для примера можно взять тот отрывок Евангелия от Иоанна, который мы услышали сегодня за Литургией. Не уверен, что все сейчас смогут его воспроизвести хотя бы приблизительно, поэтому вкратце напомню: мы услышали рассказ о том, как после насыщения пяти тысяч человек в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами Христовы ученики отправились на противоположный берег Тивериадского озера без своего Учителя. Апостол Иоанн отмечает, что погода была не самая благоприятная для такого путешествия, так как «дул сильный ветер, и море волновалось» (Ин. 6, 18). Закончилось же их плавание тем, что в какой-то момент ученики Христовы увидели Спасителя, идущего к ним по воде озера, ученики «хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли».

В начале этого евангельского отрывка и в его конце повторяется одна и та же мысль, в первый раз её выражает Иоанн Богослов, второй раз она звучит как прямая речь Самого Христа. Первый раз сказано так: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15). Второй раз Сам Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6, 26-27).

Частные вопросы к этому евангельскому отрывку возникают тогда, когда мы сравним описание хождения Господа Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна с аналогичными описаниями в других трёх Евангелиях. Один из частных вопросов будет звучать так: входил или не входил в лодку Спаситель? Если судить по Евангелию от Иоанна, то нет, если по трём другим, то да. Но я сейчас не стану отвечать на этот вопрос, его я привёл лишь для примера и ради того, чтобы вы сами попытались найти на него ответ.

Значительно более интересным кажется иной, более общий вопрос, связанный с тем, что сначала Господь уклоняется от того, чтобы Его взяли и сделали царём, и со словами Христа «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Этот общий вопрос непосредственно касается пребывания в Церкви каждого из нас.

В насыщении людей в пустыне свидетелям этого чуда стало очевидно, что явился великий благодетель мира. Он способен дать всеобщее изобилие без изнурительного труда. В мгновенном росте народного почитания Христа и в стремлении сделать Его царём со всей очевидностью прослеживается тоска древних израильтян по египетским мясным котлам, в равной степени можно увидеть в этом и современное стремление к продуктовому изобилию, дешёвым товарам, доступному жилью и социальным гарантиям. Но Христос, как мы видим из этого евангельского отрывка, восстал против такого отношения к Себе. Да, Он способен дать всё необходимое для жизни, но важнее всего то, что Он даёт саму жизнь. Жажда избавления от повседневных проблем способна затмить собой все последующие слова и дела Христа. Можно сказать, что те люди, о которых говорит сегодняшний евангельский отрывок, решили сделать Христа тем, кто станет обслуживать их земные интересы. Соблазн такого отношения ко Христу никуда не делся. Многим и сегодня нужен не Христос и Его слова, которые говорят о грядущем Царстве Небесном, а что-то другое. Господь видит не только, что мы делаем, Он знает и причину любого нашего действия.

А потому возникает вопрос к нам самим, тот вопрос, который каждый должен непрестанно задавать самому себе: ради чего я в Церкви? Что мной движет? Ожидание душевного и физического благополучия или нечто иное? Хлеб в широком смысле этого слова или же бескорыстная любовь ко Христу? Если мы не готовы сказать, что наш основной движущий мотив любовь, то нам следует помнить реакцию Христа из сегодняшнего отрывка Евангелия от Иоанна: Он попросту удаляется от тех людей, которым от Него нужно исключительно временное и тленное. Из этого легко понять, что Его нет там, где целью провозглашается не Его Царство, а решение каких-либо проблем земной жизни. В этом случае остаются лишь беспомощные и тупиковые рассуждения о Нём, но не Он Сам.

Вполне очевидно, что никто из нас не способен быть всегда на высоте чистой и бескорыстной любви ко Христу. Но это то состояние, к которому необходимо всеми силами стремиться в том числе и через вопросы к самим себе. И дай Бог, чтобы стремление наше увенчалось успехом, чтобы Христос был с нами и посреди нас!