Епископ Феоктист возглавил торжества в престольный праздник Феодоровского монастыря

диак. Алексей Герасимов
Фото

21 июня 2020 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, и день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Рассказ апостола и евангелиста Матфея о призвании первых учеников, который сегодня нашему вниманию предлагает Церковь, не может не произвести впечатления. Если вдуматься, то это очень гротескная история, конечно, не в отрицательном смысле этого прилагательного. А в том смысле, что ее почти невозможно представить, а уж о ее полном повторении не может быть и речи.

В этой истории мы видим галилейских рыбаков, которые, если судить по тексту Евангелия от Матфея, ровным счетом ничего не знают об Иисусе, а Он только что вернулся из Своего сорокадневного пребывания в пустыне, начал общественную проповедь и, проходя мимо будущих апостолов, предложил им последовать за Собой. Они, как мы знаем, мгновенно откликаются на этот призыв. Они идут за Ним без всякого рассуждения и без малейшего промедления. Они идут за ним, как сказано в Евангелии, «тотчас». Они оставляют недоделанными дела, они не берут каких-либо вещей, они не прощаются со своими близкими, они в буквальном смысле вырываются из повседневной жизни.

Конечно, можно попытаться как-то согласовать этот рассказ с аналогичным рассказом Евангелия от Иоанна, увидеть, что эти два повествования существенным образом отличаются друг от друга и сделать вывод, что апостол Матфея по каким-то причинам немного недоговаривает. Но в любом случае, в каждом рассказе о призвании Господом Иисусом Христом первых учеников бросается в глаза решимость будущих апостолов и то, что их жизнь мгновенно разделяется на «до» и «после».

То, что произошло с первыми учениками во время той их последней обычной рыбалки, очень похоже на внезапную смерть. Часто смерть не дает возможности доделать дела, проститься, что-то сказать и хоть как-то успеть поразмышлять о себе самом и том, что происходит. Она приходит и не задает никаких вопросов. Она не дает возможность приготовиться. Человек просто уходит, чем немало шокирует окружающих. У него нет никакого другого выбора. Но у апостолов выбор был. Они вполне могли не согласиться, они могли найти бесконечное множество причин для того, чтобы не откликаться на этот призыв. Собственно, нахождение таких причин — это то, чем если не все, то очень многие из нас занимаются, чуть ли не каждую секунду, тогда, когда Бог либо лично, либо через людей, либо через какие-то обстоятельства призывает идти за Ним.

Каждый из нас прекрасно осознает, в чем заключается его личный грех, его греховная привязанность. Каждый знает о своих страстях. Каждый с удовольствием слушает или же читает о борьбе с этими нравственными недугами. Каждый знает, что допустимо, а что нет. Многие из нас годами и десятилетиями слушают проповеди, а кто-то и сам с той или иной степенью успешности выступает в качестве учителя и проповедника. Но это в храме. А за его стенами есть обычная жизнь, есть то, что является нормальным с точки зрения общества, то, к чему мы все привыкли, то, что привязывает нас к себе, то, от чего, как кажется, нет никакой возможности отказаться. Потому что нет решимости.

Собственно, решимость — это то, что отличает абсолютное большинство людей от первых учеников Христа. Но вот ведь какая вещь: решимости следовать за Христом может не быть никакой, но рано или поздно наступит тот момент, в который не останется альтернативы, и последовать все же придется. Но это последнее следование не будет вести к славе и радости, той славе и той радости, которых удостоились апостолы. Это будет очень печальное следование на суд, в рамках которого придется искать ответы на крайне непростые вопросы: «Почему ты все знал, все слышал, но не захотел хоть что-то изменить? Почему ты остался до конца верен принципам тленного бытия, ты ведь прекрасно знал, что оно не бесконечно? И что же теперь с тобой делать, ведь Царство Христово для тех, кто начал жить в нем, еще будучи в теле?»

Очень надеюсь, что молитвами великомученика Феодора Стратилата и всех русских святых каждый из нас сумеет найти ответы на эти вопросы. Но не тогда, когда отвечать будет нечего, а уже сегодня, уже здесь и сейчас. Дай нам всем Бог апостольской решимости и апостольской простоты в принятии Благой Христовой вести!

Похожие публикации