31 марта 2020 года епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил монашеский постриг в Феодоровском женском монастыре.

Инокиня Магдалина (Лазарева) в постриге была наречена Варварой в честь великомученицы Варвары, инокиня Сусанна (Бостан) — Афанасией в честь преподобноисповедницы Афанасии, инокиня Серафима (Кокорева) — Феодосией в честь преподобного Феодосия Печерского.

По окончании чинопоследования владыка обратился к новопостриженным со словами напутствия:

— Дорогие наши новопостриженные сестры Варвара, Афанасия и Феодосия!

Никакое таинство, никакое чинопоследование Церкви не имеет обратной силы. Хотим мы того или не хотим, но мы не можем вернуться в прежнее состояние, если над нами был совершен монашеский постриг. Вы об этом прекрасно знаете. Но невозможность вернуться не означает, что вы достигли цели.

Дело тут в том, что монашество не может быть целью. Монашество — это средство. В нём самом, если рассматривать его как цель и соответствующим образом к нему относиться, нет никакого смысла. Поэтому если кто-то полагает, что монашество самоценно, то он ошибается. Монашеский постриг лишь начало покаянного делания. С него, как с некоего старта, начинается путь покаяния. Но когда я говорю «покаяние», я не имею в виду плач на тему «я хуже всех». Нет, я подразумеваю тот смысл, который не отражён в русском слове «покаяние», но в полной мере видимый в греческом аналоге этого слова. Монашеское деление необходимо для перемены ума. Итогом вашей жизни должен стать новый ум, новое сердце, новый человек, такой, каким каждого из нас задумал Бог. Или, как сказал апостол Павел, вы должны совлечься «ветхого человека с делами его» и облечься «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 9–10). Это и есть истинное покаяние. В этом цель монашеской жизни и, шире, жизни всякого христианина.

Идея монашества не в том, чтобы стать абстрактно «хорошим» или же стать праведным, а в том, чтобы стать Христовым, чтобы в максимально возможной степени уподобиться Ему. Если что-то препятствует этой великой цели, значит надо это отсечь.

Кое-что вы сегодня отсекли. Во всяком случае, сказали, что попытаетесь это сделать. Но вместе с этим вы прекрасно понимаете, что враг нашего спасения, враг Христов будет всеми силами препятствовать вам. Он отнюдь не глуп, он не идет «в лоб», он использует хитрость. Так было и так будет. Он через самые разные благовидные предлоги будет пытаться отвлечь вас от Христа. Нет смысла пытаться предположить как именно это будет происходить. Но надо знать вот что: существует один точный критерий. Критерий прост: что является центром вашего интереса? Если это не Христос, то значит враг вас обманул. Если вам неинтересно слово Христа, если вы не живёте Евангелием, если не дышите Христом, если ваши руки не тянутся к Евангелию, то вы обмануты. Вам необходимо понуждать себя отсекать все, кроме Христа и Его слова. А в любой спорной ситуации, тогда, когда вы не знаете, как поступить, вы должны спрашивать себя: «А как бы поступил Христос в этой ситуации?». Это очень простой вопрос. Но несмотря на его простоту, он даёт ответы на все другие вопросы. Стал бы Христос отстаивать Свое или же Он предпочел уступить? Ответ известен. Значит, и мы должны поступать так же. Стал бы Он вынашивать злобу или раздражение? Ответ тоже известен. И так далее.

Надеюсь, что вы услышали мои слова. Надеюсь, что вы их восприняли. Верю, что вы пройдете тот путь, на который сегодня встали и что Всемилостивый Господь наш Иисус Христос сделает вас наследницами Своего Царства!