back to top

В Неделю о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Алексей, дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём, который на языке богослужебного устава именуется Неделей о мытаре и фарисее!

Христова притча о мытаре и фарисее чрезвычайно важна хотя бы по той причине, что именно на неё Церковь призывает нас обратить внимание в самом начале подготовки к Великому посту. Мы все прекрасно знаем эту притчу, знаем о двух её действующих лицах — о гордом своей праведностью фарисее и смиренном мытаре, и знаем, что молитва мытаря оказалась более угодной Богу, чем молитва фарисея. Мы без лишних слов понимаем, что эта притча призвана сбить спесь с тех людей, которые думают о себе как о праведниках, ведь оказывается, что к Богу ближе может оказаться тот человек, которого и вовсе нельзя заподозрить в праведности, и что близость к Богу определяется не тщательностью исполнения заповедей, а смиренным осознанием своей соотнесённости с величием и святостью Бога.

Однако, несмотря на наше прекрасное знакомство с притчей о мытаре и фарисее и понимание заложенных в неё идей, практическая реализация слов этой Христовой притче мало кому поддается. Причина проста: мы постоянно забываем, что праведен не исполнитель буквы закона, праведен тот, кто живёт пред Богом, тот, кто не забывает о Боге ни на секунду, и понимает, что в отрыве от Бога никакие наши дела не могут принести пользу душе.

На первый взгляд это кажется странным и не вполне логичным. Но давайте представим человека, который всё и всегда делает правильно: он не нарушает ни закон Божий, ни закон человеческий, он предельно тщателен в исполнении всех предписаний. Очевидно, что тщательно исполнить можно лишь то, что подлежит учёту: к примеру, можно строго соблюдать пост, ведь он регламентирован, можно тщательно исполнять предписанное молитвенное правило, можно подавать десятину, но как быть с теми заповедями, которые не поддаются формализации? Как быть, к примеру, с Христовой заповедью о любви к врагам? Разве существует какая-то формула, которая описала бы конкретные действия по исполнению этой заповеди, а также определила бы её меру? Если какой-то человек захочет со всей тщательностью исполнять повеления закона, то он сможет исполнить лишь то, что можно описать в конкретных шагах, но дальше он продвинуться не сможет, а если он будет уверен, что он выполнил всё, то мы понимаем: это поистине страшный человек, потому что гордостью от исполнения заповедей он уничтожит и всех своих близких, и самого себя.

Спаситель никогда не говорил, что заповеди не имеют смысла, но Он указывал, что своими собственными силами мы не в состоянии их исполнить. Конечно, из этого не следует, что мы не должны жить по заповедям. Слова Спасителя означают, что, живя по заповедям, не стоит впадать в гордыню от собственной праведности по той простой причине, что абсолютная праведность недостижима, ведь никто не в состоянии исполнить весь закон. Именно об этом и говорит услышанная нами сегодня притча: исполнивший формальные повеления закона фарисей оказался дальше от Бога, чем мало что исполнивший, но при этом не забывший о любви Божией мытарь.

Давайте, дорогие друзья, и мы попытаемся не забывать, что любовь Божия простирается на всех, но для неё непреодолима наши гордыня и надменность, а потому стоит приложить усилия, чтобы не впасть ни в первое, ни во второе.

Похожие публикации