В Неделю 32-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Иринарха Затворника епископ Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском монастыре

Фото
Андрей Сышев

26 января 2025 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Иринарха Затворника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, священник Александр Аниканов, священник Виктор Крупичев, священник Феодор Божков, иеромонах Лонгин (Быченков), иеромонах Дамиан (Перекатнов), диакон Геннадий Липатов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Олег Юрков.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти преподобного и богоносного отца нашего Иринарха, затворника Борисоглебского!

Всякий раз, когда мы читаем житие преподобного Иринарха, то невозможно не поражаться суровости его аскетических подвигов. Отказ от обуви зимой, стояние на морозе, вериги, цепи, пребывание в затворе… Особенно же такая суровость поражает нас — людей, которые имеют счастье жить и молиться там же, где жил и молился преподобный, мы можем увидеть место его затвора, можем прикоснуться к его веригам, и мы можем попытаться примерить его подвиг на себя. Примерить и ужаснуться, потому что любому здравомыслящему человеку очевидно: преподобный Иринарх жил совершенно невозможной жизнью, такой, которой никто из нас не сможет прожить и одного дня, тогда как он пребывал в подвиге практически 38 лет.

Конечно, всё это вызывает вопросы. Самый важный из которых можно сформулировать лишь одним словом: зачем? Зачем преподобный жил такой жизнью? Мы знаем, что монашеский устав вовсе не предписывает ничего подобного, основа устава — послушание игумену и всей братии, здесь же перед нами нечто совершенно иное: суровый аскетизм и весьма избирательное послушание. Если бы мы сегодня увидели такого монаха, то мы бы решили, что он находится в глубокой прелести, и его надо спасать. Собственно, так рассуждали и свидетели подвигов преподобного Иринарха. Однако оказалось, что они были неправы, преподобный не был в прелести. Но что же с ним было? Почему он вёл себя столь странным и столь вызывающим образом?

Пожалуй, ответ может быть только одним: преподобный Иринарх — избранник Божий, и жил он совсем по иным законам, не тем, которые необходимы и спасительны для абсолютного большинства людей. Его жизнь — это не пример для подражания, как, скажем, не пример для подражания жизнь праотца Авраама, нам не стоит, уподобляясь Аврааму, переходить в какую-то иную землю или же пытаться приносить в жертву своих детей, точно также нам не стоит пытаться подражать подвигам преподобного Иринарха. Впрочем, Церковь нас ни к чему подобному и не призывает. Церковь, прославляя своих выдающихся святых, указывает нам в первую очередь на силу их веры, той веры, которая позволила Аврааму быть во всём послушным Богу, а преподобному Иринарху дала возможность перенести десятилетия подвига и при этом не повредиться умом.

Указывая на таких святых, Церковь призывает нас искать и жаждать веры живой и действенной. Да, мало кто в конечном итоге её обретет, большинство из нас останется на своём, увы, весьма невысоком уровне, но этот факт вовсе не означает, что мы не должны стремиться к уподоблению в вере преподобному Иринарху и всем от века просиявшим святым. Такое стремление для нас должно быть подобно самой заветной и светлой мечте.

Дай Бог, чтобы Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Иринарха, затворника Борисоглебского, дал осуществиться этой мечте у как можно большего числа тех, кто сегодня пришёл и приехал почтить память нашего великого земляка!

Похожие публикации