Вечером 7 января 2025 года, в праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист молился за вечерним богослужением в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Богослужение совершил клирик монастыря игумен Александр (Широких).
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Еще раз с великой радостью поздравляю вас с Рождеством Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!
История Христова Рождества не может не удивлять своим несоответствиям тому, каким образом её удобно было бы воспринимать человеку. В этой истории странно и непостижимо абсолютно всё: от самого Рождения от Девы, до обстоятельств этого Рождения. Человеческий разум останавливается в тот момент, когда мы начинаем размышлять о Пресвятой Деве и о зачатии от Духа Святого, для современного человека это звучит в высшей степени нелепо и соблазнительно, а потому существует масса попыток каким-то образом объяснить евангельскую историю в рациональном ключе. Однако значительно более интересным кажется иное несоответствие, которое, пожалуй, ещё более яркое, но в силу некоторых особенностей человека оно остается без должного внимания.
Я имею в виду Рождение Воплощенного Бога в хлеву.
Когда мы произносим милое слово «ясли», то мы должны помнить, что это слово своего рода наша защитная реакция, нам крайне непросто признать очевидный и чрезвычайно важный факт: Богу нет места в нашей жизни. Вся евангельская история свидетельствует именно об этом: сначала Христос вынужден родиться в загоне для скота, вся Его земная жизнь представляет собой чреду скитаний и непонимания со стороны общества, итогом же стала насильственная Смерть в расцвете сил.
Однако хлев — это не только стечение обстоятельств, это ещё и выбор, точно такой же выбор, как и Крест. За каждой Божественной Литургией мы произносим слова, которыми исповедуем, что Господь Сам Себя отдал за жизнь мира, да, Его Смерть была насильственной, но Он Сам её избрал. Так и с Рождением в хлеву: да, Богу нет места в нашей жизни, но при этом Он Сам избрал хлев.
И это чрезвычайно сложно понять и вместить.
Ведь хлев означает ту кротость Бога, о которой человек не может и помыслить.
А ещё хлев означает, что кротость и смирение, наряду с любовью, — важнейшие свойства Бога. Хлев означает, что путь уподобления Богу состоит в стяжании кротости, смирения и любви. А это приводит нас к крайне неприятному выводу: всё то, что низводит человека с его пьедестала, человеку ко благу, а любое возвышение — во вред. Собственно, в этой мысли нет ничего нового, она звучит во всей нашей аскетической литературе, которую мы с наслаждением читаем, но предпочитаем понимать её в «аллегорическом» ключе, так, чтобы ни в коем случае ничего не менять в нашей жизни.
И вот снова Христово Рождество, и снова странный, непонятный и такой провокационный хлев…
Дорогие друзья, я хочу пожелать всем нам, чтобы мы не отворачивались от него. Чтобы, всматриваясь в события Христова Рождества, мы шли в своих размышлениях до конца, чтобы в нас рождалось стремление к добровольному уподоблению Спасителю, и если будет так, то для Бога найдётся место и в наших сердцах, и во всем мире.