27 сентября 2024 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство Переславской епархии.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю всех вас с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня!
Дни чествования Креста Христова переносят нас к тем страшным часам, когда Господь наш Иисус Христос был сначала подвергнут издевательствам и избиению, а после предан позорной казни. Конечно, Церковь вспоминает об этих событиях далеко не только в дни посвящённых Кресту праздников, Церковь помнит о них всегда, к тому же призываются и все христиане: не случайно мы всюду ограждены крестами, мы, находясь на древней христианской земле, видим их постоянно, да и сами наши нательные крестики напоминают нам о Страданиях нашего Спасителя.
Людям неверующим такое наше внимание к Кресту Христову зачастую кажется чем-то крайне странным: ну как можно столько думать об орудии казни? Кроме того, если Христос воскрес, то разве имеет хоть какое-то значение то, каким образом Он был убит? Если Христос Своей Смертью попрал смерть, то зачем нам вообще думать о Смерти Спасителя?
На все эти и многие другие схожие вопросы Церковь Христова отвечает все две тысячи лет своего существования. Апостол Павел, слова которого мы сегодня услышали во время Литургии, прямо сказал, что до конца внешний мир никогда не сможет нас понять, распятый Господь, а значит и Крест Христов, всегда будут для одних камнем преткновения, а для других безумием и глупостью, чем-то лишённым здравого смысла (см. 1 Кор. 1, 23). Однако для христиан Христос — Божия сила и Божия премудрость (см. 1 Кор. 1, 24).
Однако помимо возвещения Божией силы и Божией премудрости внимание ко Кресту Христову имеет и ещё одну важную для каждого человека грань.
Человек был сотворён Богом как существо бессмертное. Мы не должны были умирать, но вместе с грехом в природу человека вошла смерть, и не умирать стало невозможно. Однако смерть осталась для человека чем-то крайне противоестественным: мы её страшимся, мы её избегаем, мы можем пойти на очень страшные нравственные преступления ради того, чтобы продлить свою жизнь. Столкновение со смертью вызывает у нас ужас, и неудивительно, что мы стараемся минимизировать соприкосновение с ней.
Господь наш Иисус Христос не имел греха, а это означает, что Он мог не умирать. Его нравственная чистота несравнима с нашей, она, если возможно так выразиться, бесконечна. Один современный богослов выразил очень, как мне кажется, интересную мысль в этой связи: если чистота Спасителя бесконечно превосходит нашу, то и ужас смерти, который испытывал Господь, настолько же в большую сторону отличается от ужаса, испытываемого нами.
Но Господь пошёл по этому пути. Это не было случайностью, Его Смерть была Его выбором, и Он Его сделал ради нас. Конечно, в первую очередь ради нашего спасения в вечности, но не только: Он сделал его и ради нашей жизни здесь — на земле. В ситуациях переживания трагедии, ужаса, страха и боли мы можем обратиться ко Христу за помощью и поддержкой, зная, что Он всё это пережил Сам, причём пережил в несопоставимом с нашим масштабом, а потому Он может нам помочь. Чествуя Крест Христов, мы чествуем и всю ту поддержку, всю ту помощь, которую оказывал, оказывает и будет оказывать страдающему человеку Господь наш Иисус Христос. Прославляя Крест Христов, Церковь напоминает нам, что именно у Креста и в Кресте нам стоит искать опору. Дай Бог, чтобы мы об этом не забывали, и, чтобы первой реакцией на вызовы этого мира у нас была сердечная молитва у Креста Христова!