В первый день нового учебного года епископ Феоктист совершил Литургию в храме благоверного князя Александра Невского при Переславской православной гимназии

свящ. Сергий Савенков
Фото

2 сентября 2024 года, в день памяти пророка Самуила и по случаю начала учебного года, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в домовом храме в честь благоверного князя Александра Невского при Переславской православной гимназии.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Бочков, духовник Переславской православной гимназии протоиерей Михаил Лазарев, протоиерей Александр Смирнов, священник Евгений Ефремов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Переславской епархии священник Виталий Сышев, священник Олег Калинкин, священник Дионисий Елистратов, протодиакон Николай Мальцев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.

По окончании Литургии состоялось освящение скульптурного изображения Богородицы «Оранта» скульптора Сергея Бычкова и первый звонок для первоклассников.

Епископ Феоктист обратился к собравшимся с напутственным словом:

— Дорогие друзья!

Начинающийся учебный год для нашей православной гимназии совершенно особенный: его мы начинаем в нашем собственном здании, начинаем с Литургии в прекрасном и светлом домовом храме гимназии, и, конечно, я вас всех сердечно поздравляю как с началом нового учебного года, так и с тем, что отныне каждый новый учебный год будет у нас иметь такое начало!

Вы знаете, что я очень часто стараюсь воспринимать звучащие во время Литургии слова Нового Завета не как некое абстрактное назидание, а как то назидание, которое имеет отношение к каждому из нас в тот день, в который мы его слышим. Так и с тем отрывком из 23-й главы Евангелия от Матфея, который прозвучал сегодня во время Литургии: по моему глубокому убеждению он касается всех нас.

Напомню, что этот отрывок посвящён обличению Господом Иисусом Христом книжников и фарисеев, а первые четыре стиха начинаются с одной и той же фразы Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13). Конечно, мы с вами не книжники и не фарисеи, но можем ли мы сказать, что мы свободны от лицемерия? Этот вопрос мне видится крайне важным, ведь сегодня мы начинаем новый учебный год, следовательно, учителя на ближайшие девять месяцев станут теми людьми, с которыми дети будут взаимодействовать больше, чем с кем бы то ни было ещё, и дети, будучи людьми очень чувствительными, без сомнения обнаружат лицемерие взрослых в том случае, если оно у нас с вами есть. Обнаружив же, они начнут его воспроизводить, оно станет частью их натуры, и в конечном итоге грозные слова Спасителя будут обращены и к ним. Конечно, никто из нас не хочет, чтобы прозвучавшие сегодня во время Литургии слова Христа имели бы к нам хоть какое-то отношение. Мы не хотим быть лицемерами. Не хотим, чтобы лицемерами были наши дети.

Однако есть одна весомая причина для беспокойства, и на неё я считаю необходимым указать.

Дело в том, что религиозная среда крайне благоприятна для развития лицемерия. Связано это, с одной стороны, с установленными правилами, с другой — со слабостью человека, который оказывается не в состоянии выполнять религиозные предписания во всей их полноте и строгости. Самый простой выход из этой ситуации всем известен: можно делать вид, что мы всё исполняем. А если есть те, кто младше нас, те, за чьё воспитание, в том числе и религиозное, мы несем ответственность, то проще всего, пользуясь собственными силой и властью, заставить наших детей выполнять внешние требования, полагая, что когда-нибудь за внешним подтянется и внутреннее благоговение к Богу. Нет, опыт предшествующих поколений показал, что так это не работает, показал, что внешнее должно быть выражением внутреннего, и что принуждение к внешнему благочестию крайне редко влечёт за собой благочестие внутреннее.

Нам — тем, кто несёт ответственность за детей — стоит помнить, что есть только один путь вырастить христианина, этот путь всем известен, но тем не менее о нём стоит постоянно напоминать самим себе: мы сами должны быть христианами не только по имени и по внешности, но по сути, Господь наш Иисус Христос должен быть центром нашей жизни, Он должен определять наши мысли, слова и поступки, Его слова должны наполнять наше сознание, к Нему мы должны стремиться, и исполнение Его воли видеть главной целью своей жизни. Дай Бог, чтобы так было, и если будет так, то и гимназия наша станет поистине православной!

Похожие публикации