19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель собора священник Михаил Злотников, протоиерей Александр Зубков, священник Антоний Зверков, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Александр Чернышов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Событие Преображения Господня, как и всякое иное евангельское событие, чрезвычайно многогранно, говорить о нём можно бесконечно, а потому нам стоит сосредоточить своё внимание на какой-то одной стороне этого праздника. Сегодня мне бы хотелось вместе с вами поразмышлять лишь об одной строке прозвучавшего во время Литургии отрывка из 17-й главы Евангелия от Матфея: «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17, 3).
Это евангельское свидетельство порождает сразу несколько вопросов. Во-первых, интересно было бы узнать предмет беседы, во-вторых, непонятно, каким образом апостолы поняли, что перед ними именно Моисей и Илия, а не, скажем, Авраам и Иезекииль, в-третьих, очень любопытно было бы понять, почему со Спасителем беседовали Моисей или Илия, а не какие-то иные великие герои Ветхого Завета. Есть и ещё один, пожалуй, самый важный вопрос: а для чего была нужна эта беседа?
С первым вопросом все просто, на него даёт ответ параллельное место из Евангелие от Луки, в котором сказано, что беседа Христа с древними пророками была посвящена скорым Страданиям и Смерти Спасителя (см. Лк. 9, 31).
Ответ на второй вопрос вытекает из ответа на первый: апостолы прекрасно знали Священное Писание Ветхого Завета, а потому они смогли узнать пророков по произносимым ими словам.
Кроме того, Моисей и Илия, согласно Ветхому Завета, а также некоторым иным авторитетным иудейским источникам, были так называемыми эсхатологическими пророками, то есть они должны были вернуться на землю перед наступлением дня Господня, под которым можно понимать очень многое, но при любом понимании этого библейского термина он неразрывно связан со Христом.
Остаётся последний вопрос: для чего была нужна эта беседа? Вряд ли в ней могла прозвучать какая-то новая информация, ведь Спаситель Сам неоднократно пророчествовал о Своей насильственной Смерти и о Воскресении из мёртвых, Он приводил многочисленные цитаты из Ветхого Завета, которые говорили о том же самом — о Смерти и Воскресении Единородного Сына Божия. То есть Господь прекрасно знал, что Его Смерть не станет окончанием пути, что за ней последует скорое Воскресение.
Так для чего же Ему была необходима беседа с Моисеем и Илией?
Конечно, в первую очередь эта беседа была нужна апостолам, они должны были ещё раз удостовериться, что их Учитель и есть чаемый человечеством Мессия. Самому же Спасителю разговор с Моисеем и Илией был утешением и поддержкой на пути к Страданиям. Да, именно так: утешением и поддержкой. Христос нуждался и в этом, ведь Он не был кинематографическим суперменом-одиночкой, спасающим мир без страха, боли и отчаяния. Господь воспринял не только нашу природу, Он воспринял нашу слабость, нашу боль, наш страх, нашу немощь, а потому Ему так необходимы были поддержка и утешение.
Бывают они необходимы и каждому из нас.
И дай Бог, чтобы мы не боялись показаться слабыми, и умели обращаться за помощью к другим людям, дай Бог, чтобы мы и сами находили возможность поддерживать других, памятуя, что и первое, и второе — это те действия, которые освящены событиями Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!