В Неделю 8-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

18 августа 2024 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

В блаженное время пребывания в раю Адам и Ева не чувствовали границ как между друг другом, так и между ними и Богом. Адам и Ева были едины, и их единство было с Богом и в Боге. Пожалуй, ближайшей аналогией подобного единстве в падшем мире может быть единство матери и только что родившегося младенца, невозможно представить, чтобы младенец сразу же после своего появления на свет потребовал независимости и начал отстаивать свои личные границы. Всё это — и стремление к независимости, и личные границы, и осознание себя отделенным от всех и отдельным — приходит значительно позже, и в том мире, который мы знаем, это является нормой.

Если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то мы увидим, что большую её часть мы тратим на то, чтобы доказать самим себе и окружающим свой особенный статус, свою непохожесть на других. Мы очень чётко осознаем, где проходят границы между нами и другими людьми, ну а если кто-то скажет о нас, как о людях, легко поддающихся влиянию, то вряд ли мы воспримем эту характеристику как положительную, ведь сама наша цивилизация требует, чтобы человек был влиятельным, а не поддающимся влиянию.

Конечно, речь идет о той цивилизации, которая забыла о Боге.

Для человека верующего должны быть характерными совсем иные устремления, мы должны всеми силами стремиться к тому единству, о котором можем прочитать в первых главах книги Бытия, и о котором сказал Господь наш Иисус Христос в Первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21–22).

Однако на пути к такому единству всегда встаёт наше искаженное грехопадением естество. Именно об этом и написал святой апостол Павел в 1-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которой мы сегодня услышали во время Литургии: даже в церковной ограде, даже получив дары Святого Духа, люди начинали разбиваться на партии в зависимости от того, кто и кем был крещён (см. 1 Кор. 1, 13–16). Апостолу пришлось напомнить, что Христос не разделился, что в Нём мы должны быть едины. Ну а чтобы достичь такого единства, первое, что мы должны сделать, это минимизировать собственные грехи.

Да, нам зачастую кажется, будто бы единству мешают грехи других людей, а не наши собственные, но если мы вспомним, скажем, об оптинских старцах, то мы удивимся: старцы были готовы общаться с абсолютно любыми людьми, даже с самыми отчаянными грешниками, с их точки зрения попросту не существовало людей, общение с которыми было бы невозможным, и, общаясь, старцы делали это не как некие отстранённые менторы, а исходя из единства с теми, кто к ним приходил, грехи же людей они переживали как свои собственные, именно поэтому они и могли оказать помощь приходящим к ним.

Дай Бог, чтобы мы с вами услышали и поняли слова апостола Павла, дай Бог, чтобы грехи наши уменьшались, а единство с другими людьми и с Богом становилось для нас естественным состояниям, каковым оно и было для наших прародителей!

Похожие публикации