14 августа 2024 года, в праздник изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство Переславской, Ярославской и Рыбинской епархий.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сегодня один из тех дней церковного года, в который мы концентрируем своё молитвенное внимание на Страданиях Господа Иисуса Христа и на орудии Его Страданий — Кресте Господнем. Связано такое внимание к самому трагическому эпизоду мировой истории с древним византийским летним обычаем изнесения честных древ Животворящего Креста Господня на улицы Константинополя, обычай постепенно превратился в церковное торжество, и уже в виде церковного праздника он пришёл на Русь.
Сегодня, стоя здесь — у подножия Годеновского Креста, мне хочется поделиться с вами кое-какими размышлениями относительно того, что мы понимаем под силой. Если оставить в стороне сугубо физические и биологические определения, то, говоря о силе, мы, как правило понимаем могущество, влияние и власть. Именно эта триада всегда издревле привлекала человека, а потому и все боги языческого пантеона — это сильные в той или иной области мифические существа. Люди обращались, да и обращаются до сих пор, к этим продуктам собственного воображения ради обретения хотя бы толики могущества, влияния и власти. Это понятно, ведь любой здравомыслящий человек, неважно, христианин или же язычник, прекрасно осознает собственную слабость и незначительность, и такое осознание заставляет пускаться на поиски поддержки в духовный мир.
Но вот Бог воплотился, Бог перестал быть далёким, таинственным и непонятным, Он перестал являть Себя через поражающие человеческое воображение образы, Он стал одним из нас, Он стал человеком, причём не человеком знатного происхождения, а самым обычным средним человеком, не самым бедным и далеко не самым богатым. Оказалось, что мечты о Боге как об источнике силы не то, чтобы неверные, они, скорее, не вполне корректные, потому как сила Бога оказалась заключённой в Его добровольной слабости.
Увы, но человеку очень непросто понять и принять силу Божию, явленную в слабости, а потому в мире немало христианских храмов, на стенах которых Христос изображён в виде некоего мускулистого супермена, с помощью собственной физической силы вырывающего гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту. Над такими изображениями можно насмехаться, указывать на их вопиющую несуразность и несоответствие православному иконописному канону, но дело, конечно же, не в этих невежественных картинках, а в том, что именно таким — атлетичным и мощным, решающим все проблемы с помощью грубой силы — мы хотим видеть Бога. Такой Бог нам понятен, ведь именно о силе мы мечтаем с той поры, как оказались лишёнными райского богообщения.
Но вот в чём загвоздка: рая человек лишился тогда, когда захотел обрести силу. Следовательно, путь возвращения лежит в противоположном действии — в отказе от силы, в той добровольной слабости, которую явил Христос на Кресте. Рай невозможно завоевать, в него нас может ввести лишь Христос тогда, когда мы позволим Ему это сделать, то есть тогда, когда уподобимся Ему в Его совершенном смирении и послушании Богу-Отцу.