3 августа 2024 года, в день памяти пророка Иезекииля, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство Переславской, Московской и Ярославской епархий.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с днём памяти пророка Иезекииля!
В эти дни церковного года в наших храмах во время Литургии читается Первое послание апостола Павла к Коринфянам, многие мысли этого послания были следствием заочной полемики апостола с новоявленными руководителями христианской общины Коринфа. Проблема, конечно же, была не в том, что коринфские христиане избрали себе новых учителей, а в том, что эти учителя начали учить не так, как учил сам апостол. Павел учил не от себя, он передавал неповреждённую евангельскую истину, но те люди, которые пришли в основанную Павлом коринфскую общину, изменили учение, оно перестало быть евангельским. Причина же этих печальных явлений была очевидна апостолу, она банальна, и она пришла в сотворённый мир задолго до появления человека — она заключена в обычной гордыне, той самой гордыне, которая погубила высшего из ангелов, а позже исторгла из рая Адама и Еву. Семена гордыни носит в себе каждый человек, приручить её почти невозможно, но апостол Павел не отчаивается и даёт прекрасный в своей простоте рецепт борьбы с этим древним проклятием человечества. Этот совет, конечно же, не может утратить своей актуальности.
В 4-й главе Первого послания к Коринфянам апостол задал три риторических вопроса: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7). Это настолько простые мысли, что блаженный Августин со свойственной ему прямотой сказал так: «Толковать эти наиочевиднейшие слова апостола против человеческой гордости, что никто не должен хвалиться человеком, но только Господом, подозревая, будто апостол имеет в виду природные дары Божии — саму ли целостную и совершенную природу, каковая была при первом его сотворении дарована человеку, или какие-то остатки природы испорченной, — это я почитаю крайне абсурдным». В этом фрагменте апостольского послания речь идёт, по мысли блаженного Августина, о том, что в Коринфе нашлись люди, которые умудрились приписать самим себе «нечто такое, что относилось к благой жизни». Это, конечно, не просто гордыня, а гордыня на грани безумия.
Далее блаженный Августин продолжил свою мысль, и сказал очень важные слова: «Природе принадлежит способность иметь веру, но разве принадлежит ей само обладание этой верой?» С Августином ни у кого не получится поспорить. Действительно, «возможность иметь веру принадлежит всем», но вера есть далеко не у всех, потому что она дар от Бога, нет той последовательности действий, которая гарантированно помогла бы обрести веру. То же самое можно сказать и о любом другом духовном даровании, все они — Божий дар.
Более того, не только какие-либо дарования, но и сама жизнь со способностью дышать и мыслить — тоже Божий дар, а потому ни у кого из нас не может быть ни малейшего основания для гордыни. Однако не гордиться не получается, как не получается и не тщеславиться.
Вы знаете, что сегодня я отмечаю день своего рождения, и, конечно, я, как и любой другой человек, поставленный Богом руководить другими людьми, нахожусь в зоне риска с точки зрения развития гордыни до тех пределов, которые способны погубить душу. Прошу ваших молитв обо мне, чтобы Господь помог мне избежать этой диавольской сети!