20 июля 2024 года, в день памяти преподобного Фомы Малеина, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Николая Чудотворца в селе Сергиевском Угличского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель храма иеромонах Меркурий (Гонтарь), диакон Владимир Принёв, диакон Олег Юрков, диакон Александр Чернышов.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры! Дорогой отец Меркурий, вас и ваших прихожан сердечно поздравляю с двадцатилетним юбилеем восстановления этого храма!
Мы с вами живём в эпоху воссоздания храмов и монастырей, мы увлечены этим процессом, и, конечно же, мы хотим, чтобы наши труды не были напрасными, хотим, чтобы воссозданное сохранялось в веках и никогда более не было осквернено и разрушено. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что разрушение храмов и гонение на верующих — это не какая-то случайность, не происки злых сил, это закономерное следствие определённых процессов, происходящих в обществе, а потому, к примеру, святителю Феофану Затворнику ещё в середине XIX века была очевидна неизбежность богоборческой революции. Святитель Феофан видел, что общество живёт далёкими от христианских идеалами, а потому нравственное падение неизбежно приведёт к печальным последствиям как для каждого отдельного человека, так и для государства в целом.
Как мы можем избежать повторения страшных событий прошлого века?
Ответ мы услышали сегодня во время Литургии в словах из 6-й главы Послания к Римлянам святого апостола Павла: «Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11).
Среди церковных таинств есть два таинства, которые в своих молитвенных последованиях очень близки к этим апостольским словам. Речь идёт о таинстве крещения и о монашеском постриге. В таинстве крещения священник молится о крещаемом такими словами: «Дабы стать ему соединённым и сопричастным смерти и воскресению Христа, Бога нашего, Господу помолимся». Далее в чинопоследовании таинства эта мысль повторяется ещё раз: «Дабы сделавшись в крещении причастным подобию смерти Твоей, станет он и общником воскресения». Нечто подобное мы видим и в чинопоследовании монашеского пострига, в нём также постоянно идёт речь о смерти, но, конечно, не в физическом смысле, а о смерти для греха и мирских похотений. Все христиане в силу крещения призваны к тому, чтобы быть, как написал апостол Павел, «мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11). В этом смысле монашество не приносит ничего нового, оно лишь повторяет и усугубляет крещальные обеты, и через видимые символы — специфическую монашескую одежду — призывает человека к тому же самому, к чему призывал римских христиан апостол Павел.
Обращает на себя внимание то, что свой призыв апостол Павел не подкрепляет советами, которые содержали бы перечень конкретных действий, его призыв находится исключительно в интеллектуальной плоскости: «почитайте себя мёртвыми для греха». Но что сделать для того, чтобы почитать себя таковыми? Все мы из опыта крещения знаем, что само по себе крещение не способно кого-либо удержать от греха, то же самое могут сказать о себе и монахи — монашество, несмотря на все свои внешние вспомогательные средства, тоже автоматически не помогает в достижении праведности, к которой все мы призваны.
Апостол Павел прекрасно понимал, что внешними средствами можно лишь ограничить проявления греха, но невозможно его устранить: даже если человек на деле не совершает ничего такого, что тревожило бы его совесть и шло вразрез с законом Божиим, он вполне может согрешать своими помышлениями, он может быть, к примеру, исполнен гордости и тщеславия, он может быть одержим нечистыми мыслями, всё это не подпадает под ограничения закона Ветхого Завета, но противно евангельскому духу.
Поэтому совет апостола Павла сводится к тому, чтобы каждый христианин не мыслил себя самого как некий автономный субъект со своей собственной волей, апостол призывает нас осознавать самих себя как одушевлённые орудия Божии: «Представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 13). На практике же это означает отказ от самого себя, и постоянный поиск ответа на вопрос о том, что именно ждёт от нас в эту минуту и в этой ситуации Бог.
На этот вопрос дать правильный ответ возможно лишь в том случае, если человек постоянно поддерживает себя молитвой и церковными таинствами, если его ум погружён в слова Нового Завета, и, если через эти действия он укрепился в осознании несовершенства собственной человеческой воли, а также в абсолютном приоритете воли иной, благой и всесовершенной — воли Божией. Если же воля Божия станет нашим приоритетом, то и храмы наши будут стоять в веках нерушимыми! Дай Бог, чтобы именно так и было!