В Неделю 4-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме села Сергиевское Угличского района

Дмитрий Ухоботов
Фото

18 июля 2021 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист, совершил Литургию в Сергиевском храме села Сергиевское Угличского района.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Владимир Стефанович Захаров был удостоен медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с днём преподобного Сергия. С престольным праздником вас, дорогие прихожане этого святого храма.

Прежде чем сказать что-то о преподобном мне бы хотелось обратить ваше внимание на сегодняшнее рядовое евангельское чтение. В отрывке из Евангелия от Матфея мы слышали о том, как Христос, будучи в Капернауме, столкнулся с Римским военачальником, у которого болел слуга. Сотник не посмел утруждать Учителя, но сказал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8). Господь похвалил веру этого человека и исцелил его слугу.

Для внимательного читателя Евангелия от Матфея эта история становится параллельной с сюжетом из 13-й главы. Дело происходило там же, в Капернауме — родном городе Господа Иисуса Христа. Главными действующими лицами теперь выступали не язычники, а те, кто знал Его с детства. Эти люди, как пишет апостол и евангелист Матфей, «изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него всё это?» (Мф. 13, 54-56). Все эти вопросы стали для этих людей препятствием в вере, и потому 13-я глава Евангелия от Матфея заканчивается печальной фразой: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13, 58).

Вполне очевидно, что сегодняшний отрывок имеет самую прямую связь с отрывком из 13-й главы: в обоих случаях события происходят в Капернауме, и оба раза речь идёт о вере. В одном случае вера позволила совершить чудо исцеления слуги совершенно чуждого израильскому благочестию римского сотника, в другом — отсутствие веры совершенно парализовало благую силу Божию, которая могла бы излиться на жителей родного города Господа Иисуса Христа.

Безусловно — Бог может всё. Но между «мочь всё» и «делать всё» пролегает гигантская пропасть. Бог может действовать и без веры в Него, ведь Он не определяется нашим к Нему отношением. Но Бог так не действует, Он требует веру — таково Его условие. Конечно, мы можем пытаться постичь мотивы действий Всеблагого и Премудрого Бога, но не лучше ли сосредоточиться на том, что нам по силам — на самих себе. Ведь если Богом человек управлять не в состоянии, то над самими собой мы имеем власть.

У римского сотника не было никаких внешних предпосылок для веры во Христа. Но он верил. У знавших Христа жителей Капернаума должна была быть вера хотя бы в силу их знания Священного Писания и истории собственного народа. Но веры не оказалось. У них было оправдание собственного неверия: как может обладать божественной силой Тот, Кто вырос среди них и Чьих родственников они знают? Эти люди нашли причину своего неверия.

Такого рода причин может быть неисчерпаемое множество. Но вот что удивительно: все те причины неверия, которые кажутся нам вполне благовидными и весомыми, ничего не значат в очах Божиих. Нет той причины неверия, которая могла бы быть принята Богом как уважительная. Все наши умозаключения, которые, как нам кажется, могли бы послужить неоспоримыми аргументами отсутствия веры, не убеждают Бога, Он их не принимает и с ними не считается. Он не вступает с нами в дискуссию, Он ничего не пытается доказать, Он просто уходит к тем, кто не ищет отговорок, к тем, у кого зачастую нет никаких предпосылок для веры, но есть сама вера. К таким людям, каковым был сотник из Каперанаума или преподобный Сергий Радонежский.

Глядя на эпоху преподобного, нам кажется, что верить, в те времена, было делом вполне естественным, но это было не так. В ту пору, Русь не вполне освободилась от языческого гнёта. Тогда, как и в наше время, дела житейские с успехом затмевали духовные устремления. Но несмотря на все трудности преподобный Сергий явил твёрдую и непоколебимую веру.

Я думаю, что, в первую очередь, мы должны молиться преподобному о вере, чтобы она не падала и не ослабевала под натиском мирской суеты. Чтобы мы не колебались, видя недостойное поведение некоторых христиан. Чтобы мы сами для окружающих нас людей были не соблазном, а примером горячей и твёрдой веры в Бога и Богу.

Похожие публикации