В день памяти преподобного Никиты Столпника епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

6 июня 2024 года, в день памяти преподобного Никиты Столпника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря архимандрит Димитрий (Храмцов), секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, игумен Александр (Широких), настоятель монастыря Животворящего Креста Господня с. Погост-Крест Шуйской епархии игумен Гавриил (Лысов), игумен Арсений (Борновалов), протоиерей Павел Гаврилов, священник Виталий Сышев, иеромонах Глеб (Быкадоров), иеромонах Евфимий (Куликов), иеромонах Алексей (Сорокин), священник Василий Агеев, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Михаил Шелешнев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, иеродиакон Нил (Кулешов), иеродиакон Никита (Зарубин).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!

Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Никиты, столпника Переславского!

Вы все прекрасно знаете житие преподобного Никиты, и знаете, что Бог его в буквальном смысле воззвал из глубины греха, после чего жизнь преподобного стала предвосхищением Царства Небесного, будучи при этом исполненной скорбей. В этом смысле его жизнь похожа на жизнь Христовых апостолов и всех от века угодивших Богу святых, ведь в жизни любого из них мы увидим тоже самое: непоколебимую радость Царства Небесного и вместе с этим множество скорбей. Из Нового Завета мы знаем, что именно так и выглядит путь спасения, слышали мы об этом и в прозвучавшем сегодня во время Литургии отрывке из 14-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором было сказано о том, как Христовы ученики увещевали новообращённых христиан и говорили, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 21).

Церковь убеждена, что апостольская проповедь, как и слова Евангелия, никогда не утратят своей актуальности. Эта убеждённость строится на том, что произнёс Христос Спаситель: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35). Схожая по своей сути мысль содержится и в Послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7–8). Соответственно, и упомянутые слова книги Деяний тоже никогда не устареют: как и христианам древности, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

Для аудитории апостолов в этом утверждении не было ничего странного: новые христиане видели своими глазами, что апостолы подвергались гонениям, их избивали и вообще относились к ним с крайней степенью пренебрежения. Учеников Христовых гнали с места на место, в их жизни не было ничего такого, чему можно было бы позавидовать. Но тем не менее, апостолы приобретали всё новых и новых последователей Евангелия. В следовании за Христом в те годы нельзя было искать какой-либо житейской выгоды. Единственное, что могло привлекать — это прощение грехов и обетование Царства Христова. Те, кто решался откликнуться на призыв апостолов, обрекали себя на такую же малоприятную с внешней точки зрения жизнь, которая была и у ближайших учеников Христа.

А что сегодня привлекает людей в Христову Церковь? Ради чего люди решают принять крещение?

Ответы мы знаем: за редчайшими исключениями причину надо искать не в прощении грехов и не жажде Христова Царства, а в чём-то ином. Как показывает практика, многие наши современники ищут в Церкви не вечного и полезного для души, а временного и полезного для тела, — ищут помощи в решении сиюминутных проблем. Ну а кто-то и вовсе приходит, повинуясь традиции, приходит «потому что так надо». С этими последними прекрасно знакомы все приходские священники: таких людей невозможно заставить изучать евангельское учение, они всеми силами стараются избежать предкрещальной катехизации, они готовы заплатить любые деньги и пойти на любые ухищрения ради того, чтобы их просто покрестили и не пытались их чему-то учить.

Конечно, идя по этому пути, приходя в Церковь ради чего-либо, кроме жажды Христова Царства и прощения грехов, люди не получают того, что они ищут. Любая другая причина вхождения в Церковь является ошибочной, эта ошибка вскроется тогда, когда придётся понести скорби за веру во Христа, а скорби неизбежно будут, потому как есть только один путь в Царствие Божие и он, как о том свидетельствует Новый Завет, связан со многими скорбями. Впрочем, для верующих во Христа они не страшны, ведь они не могут «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 29).

Похожие публикации