В Неделю 5‑ю по Пасхе епископ Феоктист совершил Литургию в Алексеевском монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

2 июня 2024 года, в Неделю 5‑ю по Пасхе, о самаряныне, и день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), священник Артемий Омельянов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Ольга, дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!

Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца!

Сегодня в наших храмах прозвучала одна из самых непростых для понимания и исполнения евангельских фраз Господа нашего Иисуса Христа, в беседе с самарянкой Спаситель среди прочего сказал, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Эти слова стали ответом Христа на вопрос самарянки о том, где же именно надлежит поклоняться Богу — «на горе сей» (см. Ин. 4, 21), то есть на горе Гаризим, на которой находился разрушенный ко времени Христова Рождества самарянский храм, или же в Иерусалиме. Конечно, самарянка не могла ожидать подобного ответа, ведь суть разделения между иудеями и самарянами как раз и состояла в отношении к Иерусалимскому храму: иудеи считали — и считали совершенно обоснованно! — что богослужения надлежит совершать исключительно в Иерусалиме, а самаряне были с этим не согласны, впрочем, первоначально их несогласие имело лишь политический характер. Сам по себе этот ответ — абсолютно революционный вызов всему религиозному укладу иудаизма. Более того, он вызов вообще любому религиозному укладу, ведь такой уклад подразумевает, что существуют особые места поклонения Богу, что существует некий ритуал, что есть установленное богослужение, что есть, в конце концов, сложившаяся традиция почитания Бога.

Конечно, есть риск понять слова Спасителя самым радикальным образом, то есть как указание на бессмысленность любых храмовых зданий, любых мест поклонения, и любой сложившейся традиции поклонения Богу, несущей в себе какой-либо материальный элемент. Однако Евангелие совершенно однозначно свидетельствует, что Сам наш Господь во время Своей земной жизни регулярно посещал Иерусалимский храм и в этом смысле Он оставался совершенно обычным благочестивым иудеем, то же самое делали и Его ученики, и, что самое интересное, не прекратили апостолы посещать Иерусалимский храм и после Сошествия на них Святого Духа, то есть тогда, когда обрела своё историческое бытие Христова Церковь.

Так что же подразумевал Господь, когда говорил о поклонении Богу в духе и истине? Этими своими словами Он указал, что одно лишь поклонение материальное — принесение каких бы то ни было жертв — не имеет никакого смысла, и Богу оно не нужно. Бог ждёт от нас иного поклонения — чистоты сердечной, праведности, любви и милосердия, тогда как внешний культ — это всего лишь вспомогательное средство, эффективность которого оценивается по тому, в какой степени он помогает нам обрести искомые духовные добродетели.

Можно привести такой пример: мы с вами только что совершили Литургию, в ходе которой произнесли определённые молитвы, сделали необходимое количество поклонов, по мере сил исполнили богослужебный устав, но каким образом можно понять, принесло ли все это нам духовную пользу и были ли наши действия выражением поклонения Богу в духе и истине? Ответ очень прост: да, если в наших сердцах укрепилось стремление к чистоте и целомудрию, если мы ощутили любовь к ближним, если нас оставили неприязнь к кому бы то ни было и раздражение, и нет, если ничего из этого не произошло.

Совершенно очевидно, что для кого-то из нас сегодняшнее богослужение было поклонением Богу в духе и истине, а для кого-то нет. С чем это связано? В первую очередь, с внимательностью и сосредоточенностью, с сердечным стремлением к исполнению Христовых повелений, и, конечно, с помощью Божией.

Я хочу сегодня пожелать всем нам, чтобы мы все успели в своей жизни сделать так, чтобы все наши молитвы, все наши богослужения, да и сама наша жизнь были всецелым служением Богу в духе и истине, и чтобы это служение продолжилось в вечности!

Похожие публикации