11 мая 2024 года, в канун Антипасхи, Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
Сегодня — через неделю после Светлого Христова Воскресения — мы вспоминаем евангельские события, которые произошли на восьмой день после Восстания Спасителя из мёртвых, об этих событиях рассказывает 20-я глава Евангелия от Иоанна: они сосредоточены вокруг уверения апостола Фомы. Богослужебные песнопения с разных сторон осмысляют этот евангельский эпизод, и, среди прочего, используют при описании неверия Фомы очень любопытное словосочетание: «доброе неверие Фомино». На русский язык первое слово в этой фразе можно перевести как «прекрасное». Здесь у нас не могут не возникнуть вопросы: как церковное богослужение может называть какое-либо неверие прекрасным?! Как вообще возможно говорить о неверии с использованием хвалебных прилагательных?
Пожалуй, сегодня — единственный день церковного года, в который мы говорим о неверии в таких терминах, в оставшиеся же дни мы вспоминаем слова Псалтыри, и утверждаем, что неверие ничем не отличается от безумия (см. Пс. 13, 1). И вот ещё что интересно: наше богослужение не только характеризует неверие апостола Фомы как прекрасное, оно ещё и утверждает, что через своё неверие Фома «верных сердца он к полноте знания привёл».
Уже из этих слов церковных песнопений становится ясно, что неверие неверию рознь. Есть то неверие, которое губит душу, и есть неверие, которое душу спасает. Первое неверие — неверие, в котором нет любви, второе неверие — основано на любви.
Апостол Фома, как и другие апостолы, не вполне понимал речи Спасителя о Его грядущем Воскресении из мёртвых, но несмотря на своё непонимание, Фома любил Христа и был Ему предан. Иногда мы склонны иронически относится к тому, что апостолы, будучи рядом с Воплощённым Богом, изо дня в день слушая Его наставления, не могли понять самого главного: слов о Воскресении. Нам кажется, будто бы апостолы были непростительно невнимательны. Или же что они не обладали достаточно острым умом и хорошей памятью. Однако вот в чём дело: то, что касается истин о Боге, человек может усвоить лишь при содействии Духа Святого. Именно по этой причине мы видим, что вера и познание Бога никак не связаны с интеллектуальным потенциалом человека, они целиком зависят от Святого Духа, ну а Дух, в свою очередь, подаётся тому, чьё сердце открыто, кто искренен в своём стремлении к Богу. Такой человек может чего-то не понимать, может ошибаться, может сомневаться, но в конечном итоге Бог приведёт его к познанию истины.
Собственно, именно это и произошло с апостолом Фомой. Его неверие поистине было прекрасным, ведь за его неверием стояло не противление Богу, а стремление к Нему.
Неверие Фомы поистине приводит наши сердца к полноте знания: во-первых, благодаря апостолу Фоме мы знаем, что Христово Тело после Воскресения не было призраком, а во-вторых, пример апостола помогает нам не смущаться тогда, когда мы сами, сохраняя любовь к Спасителю, оказываемся не способны быть на высоте веры.