8 мая 2024 года, в среду Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил крещальную Литургию в храме пророка Илии в селе Ивановском на Лехте Борисоглебского района.
За богослужением были совершены таинства Крещения и Миропомазания над новорождёнными детьми прихожан Илиинского храма Тимофеем Пугачевым, Михаилом Капустиным и Иовом Саранди.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма священник Феодор Божков, протоиерей Борис Украинцев, священник Александр Аниканов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Феодор, дорогие отцы, братья и сёстры!
Христос воскресе!
Сегодня, в середине Светлой седмицы, на фоне пасхального торжества в наших храмах звучит отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказывается о призвании Господом Иисусом Христом первых учеников. Вообще, истории призвания апостолов всегда приковывают к себе внимание, мы, размышляя об этих историях, пытаемся понять тот принцип, которым руководствовался Спаситель, избирая Себе апостолов. Причины нашего интереса понятны: мы живём в обществе, в котором христиане находятся в меньшинстве, мы стараемся проповедовать, мы строим храмы, мы организуем православные школы и гимназии, мы издаём книги, у нас есть церковные телеканалы, есть радио, но ситуация почти не меняется, и среднестатистический человек по-прежнему очень далёк от того, чтобы жить евангельскими идеалами.
Безусловно, мы помним о словах Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 44). Эти слова означают, что вся наша миссионерская и просветительская деятельность может увенчаться успехом лишь в том случае, если будет благоволение Бога-Отца, а потому наши усилия могут показаться бессмысленными и бесполезными, ведь Бог способен привлечь к Себе людей и без нашей помощи, об этом тоже сказал Христос: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3, 8).
Однако есть и другие слова Спасителя, которые сегодня тоже прозвучали во время Литургии, и которые повелевают нам быть активными на миссионерском поприще: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Если же рассматривать все упомянутые цитаты в их совокупности, то получается, что мы должны трудиться над проповедью Христа Воскресшего, но результат наших трудов полагать не в собственных усилиях, а в действии Божием. И в такой двойственности нет ничего удивительного, это всего лишь очередное проявление прекрасно знакомой всем христианам синергии.
На этом можно было бы остановиться и успокоиться, но человек существо любознательное, и мы всеми силами хотим постичь тайну веры во Христа, пытаемся понять, какими путями она приходит. Евангелие не возражает против таковой нашей любознательности и в качестве пищи для размышлений предлагает истории призвания апостолов.
В этих историях мы видим совершенно разных людей: разных по возрасту, по роду профессиональной деятельности, по происхождению, по образованию и так далее. Апостолов крайне сложно подвести к какому-то общему знаменателю, общего у них немного: время, в которое они жили, и вера во Христа. Прежде же чем они встретились со Христом и поверили, у них была жажда встречи с Богом, жажда не формальной только, но истинной и глубокой духовной жизни. Апостолы не были теми, кто с юности жил лишь плотскими устремлениями, все они каждый в свою меру искали общения с Богом.
Да, своими силами мы не можем кому-то открыть Христа, но мы можем постараться «заразить» человека жаждой Бога, сделать же это можно лишь в том случае, если мы сами будем ненасытно устремлены к Нему.