12 апреля 2024 года, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма царевича Димитрия «на поле» г. Углича протоиерей Владимир Бучин, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель собора священник Михаил Злотников, протоиерей Борис Стародубов, протоиерей Иоанн Гощук, протоиерей Михаил Красноцветов, благочинный Ильинского округа священник Владимир Рыжков, иеромонах Меркурий (Гонтарь), священник Евгений Баров, священник Игорь Полегаев, священник Антоний Зверков, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец, диакон Александр Чернышов.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Иоанна Лествичника!
Как вы все знаете, этот святой известен нам благодаря своему удивительному произведению — «Лествице», которая стала для христиан всех веков учебником аскетической жизни. Преподобный Иоанн, работая над своей книгой, конечно же, ничего не выдумывал, он лишь суммировал опыт всех предшествующих поколений подвижников, в том числе и тех, кто жил в эпоху Ветхого Завета. Так, третья ступень «Лествицы» посвящена странничеству, или уклонению от мира, и начинается описание этой ступени такими словами: «Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию».
Именно об этом — об оставлении того, «что в отечестве сопротивляется <…> стремлении к благочестию» — мы слышали сегодня и в отрывке из 12-й главы книги Бытия, в котором речь шла о том, что праотец Авраам должен уйти из своей земли, от своих родственников и от своих родителей туда, куда укажет Ему Бог, а уже после этого повеления Бога начинаются обетования: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12, 2) и прочее.
Возникает вопрос: а зачем надо было куда-то уходить? Зачем надо было становиться странником и пришельцем в чужой земле? Разве Бог не был в силах сделать Им обещанное в том месте, в той земле, в которой Авраам родился и вырос? Исходя из мысли, что Бог всесилен, мы понимаем, что Он мог устроить всё иначе, так, чтобы Аврааму не пришлось никуда ходить. Но почему же Бог поступил по-другому?
На эти вопросы могут быть разные ответы. Но самое важное, пожалуй, заключается в том, что переход с места на место, выход за пределы знакомых мест и уход от близких людей лишают человека некоего фундамента. Человек оказывается вне привычной среды обитания, ему не на что опереться, кроме как на самого себя и на Бога. Здесь ещё необходимо помнить, что мир времени жизни праотца Авраама существенным образом отличался от того мира, в котором живем мы. Не было ни средств связи, ни технической возможности быстро преодолевать большие расстояния. Авраам не мог взять с собой смартфон и записывать «сториз» своих странствий каждые десять минут. Он не мог рассказывать о своих делах, переживаниях и мыслях в соцсетях. Не мог он и общаться со своими близкими так, как сегодня общаемся мы вне зависимости от места нашего пребывания. Авраам должен был встать и уйти. Такой уход был равнозначен смерти. В этой ситуации не остается никого и ничего, кроме Бога и доверия к Нему.
Дальше книга Бытия будет рассказывать и о других явлениях Бога Аврааму. Всякий раз Авраам верит Богу, но Бог не спешит исполнять Свои обетования. Бог продолжает испытывать Авраама и его веру. Понятно, что Аврааму становится всё сложнее и сложнее, годы идут, а он не видит, чтобы начало происходить то, ради чего он ушёл со своей родины.
В конечном же итоге оказывается, что смысл странствия, смысл всех богоявлений и смысл медленного исполнения обещанного Аврааму Богом был именно в том, чтобы Авраам научился абсолютному доверию Своему Творцу. Это очень трудный и весьма медленный процесс, но без него невозможно и всё остальное. Если бы Авраам остался там, где родился, то он так и не смог бы уйти от опоры на земное к опоре только на Бога. И, как следствие, не было бы и ничего прочего, он не смог бы стать тем, кого апостол Павел назвал «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11). И, соответственно, его потомки — то есть верующие — не наполнили бы собой землю.