7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Александр Бочков, протоиерей Александр Смирнов, иеромонах Илия Кропанов, священник Дионисий Елистратов, священник Владимир Мартышин, протодиакон Николай Мальцев, иеродиакон Герман Евсеев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии и в связи с 30-летием монашеского пострига настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля игумения Евстолия (Афонина) была удостоена медали прп. Иринарха Затворника.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии и в связи с 50-летием со дня рождения клирик Никольского женского монастыря г. Переславля протоиерей Валерий Лукьянов был удостоен архиерейской грамоты.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Богородицы и с Неделей Крестопоклонной Великого поста!
«Сегодня — начало нашего спасения и откровение предвечной тайны» — именно эти слова мы можем услышать сегодня в любом православном храме. Спасение даровал нам Христос, но начало спасению было положено в день Благовещения, тогда, когда Пресвятая Дева дала Своё согласие на слова ангельского благовестия о рождении от Неё Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Но почему всё произошло именно так? Почему Бог должен был воплотиться и пострадать? Почему нельзя было устроить спасение каким-то иным образом? Частичный, но при этом вполне достаточный ответ на эти вопросы дал прозвучавший сегодня во время Литургии отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Евреям.
Этот отрывок апостольского послания начался с упоминания того, что Бог в Псалтыри царя Давида, говоря о людях, использовал слово «братья»: «Поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр. 2, 11–12). Слово «братья» указывает на равенство, то есть уже самим обращением Бог поставил Себя в один ряд с людьми. Далее в Послании к Евреям с неупомянутой ссылкой на пророка Исайю использовано ещё одно очень значимое слово — «дети», оно, с одной стороны, говорит о равенстве, а с другой — о заботливом отношении Бога к человеку.
Далее Послание к Евреям упомянуло, что отношения родителей и детей подразумевают под собой не только отношения старшего и младшего, но и физическое родство. То же самое можно сказать и о братьях: в первом своём значении слово «братья» указывает на людей, с которыми нас связывают родственные узы.
А если Бог называет нас «братьями» и «детьми», то Его слово не должно было остаться пустым звуком, Бог воплотился, Он стал одним из нас, Он на собственном опыте узнал, что такое быть человеком, узнал, какие испытания претерпевают наши тела, узнал, насколько сильно мы зависимы от материального мира, узнал, каким искушениям мы подвергаемся. Однако просто узнать всё это было недостаточно, ведь от понимания как такового совсем немного пользы. Бог пошёл дальше — Он, всё испытав и претерпев, воспринял не только нашу человеческую жизнь, Он воспринял и смерть. Сделано это было лишь с одной целью, которую Послание к Евреям выразило в таких словах: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 14–15). Христос победил смерть, Он воскрес и через Своё Воскресение открыл путь к воскресению для каждого человека, в практическом же смысле это означает, что мы больше не рабы смерти, мы можем жить свободно, и смерть не должна нас страшить.
Конечно, интеллектуального осознания этого факта недостаточно, нужно нечто большее — молитвенное и телесное причащение Христу, молитвенное даёт возможность научиться чувствовать так, как чувствовал Спаситель, а телесное причащение Его Тела и Крови делает нас с Ним одним телом, через два этих действия позволяем Христу жить и действовать в нас, благодаря чему мы обретаем возможность взойти туда, куда взошёл Христос со Своей Пречистой Плотью — к Богу-Отцу.
Ну а начался процесс нашего восхождения в момент Благовещения Пресвятой Богородицы, тогда, когда Она согласилась стать Вместилищем Невместимого Бога. От нас тоже требуется согласие, мы, если хотим унаследовать благую вечность, должны согласиться на то, чтобы Христос начал действовать в нас и через нас. Он ждёт этого согласия, и очень хочется надеяться, что у нас по молитвам Пресвятой и Пречистой Приснодевы Богородицы хватит сил его дать.