31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в нижнем приделе преподобного Алексия, человека Божия, храма преподобного Симеона Столпника города Переславля.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, настоятель храма священник Виталий Сышев, протоиерей Алексей Морозов, иеромонах Тихон (Батурин), священник Михаил Васильковский, священник Кирилл Филатов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Виталий, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
В силу различного рода исторических причин воскресные дни Великого поста имеют как минимум три смысловых наполнения: во-первых, это воспоминание о Христовом Воскресении, во-вторых, тот смысл, который нам предлагает рядовое евангельское чтение, и, в-третьих, это прославление либо определённого события, как в Неделю Торжества Православия и в Неделю Крестопоклонную, либо прославление одного из особо чтимых Церковью святых. Сегодня великопостный воскресный день второго рода: мы прославляем святителя Григория Паламу, архиепископа Солунского. Как правило, память святых настолько привлекает к себе наше внимание, что мы почти не замечаем рядовых евангельских чтений, которые появились в великопостном богослужении значительно раньше, чем память святых. Давайте попытаемся исправить нашу невнимательность.
Сегодня в качестве рядового литургического евангельского чтения прозвучал отрывок из 2-й главы Евангелия от Марка. Это всем хорошо известный сюжет: Господь наш Иисус Христос исцелил парализованного человека, которого был перед этим спущен своими друзьями к ногам Христа через разобранную крышу дома. Увидев это, Спаситель констатировал глубокую веру друзей паралитика, и по их вере исцелил страждущего, сказав всего лишь одну фразу: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Впрочем, на этом история не закончилась, и, как мы помним, фраза о прощении грехов вызвала глубокое недоумение у некоторых из присутствующих в доме, в частности, у книжников, которые, заподозрив Спасителя в богохульстве, задались при этом вполне резонным и справедливым вопросом: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2, 6).
Это очень интересный вопрос. Конечно, в контексте евангельской истории он прозвучал как риторический, и потому Спаситель не стал на него отвечать, однако нам стоит отнестись к этому вопросу с предельным вниманием. Мы с вами из практики христианской жизни знаем, что слова о прощении в наших храмах звучат очень часто, знаем, что у нас есть целый чин прощения, который мы совершаем накануне начала Великого поста, знаем, что священники по своему усмотрению либо прощают, либо не прощают грехи приходящих на исповедь людей. Более того, мы помним из Евангелия, что Спаситель дал Своим ученикам власть прощения грехов, и эта власть преемственно перешла к нам — христианским священнослужителям.
Однако не стоит думать, что прощения не существовало до наступления эпохи Нового Завета, нет, оно было всегда, всегда и во всех культурах люди обращались и обращаются друг ко другу с просьбами о прощении взаимных обид. Конечно же, древние израильские книжники это прекрасно знали, и можно было бы их слова отнести к разряду придирок, если бы не одно чрезвычайно важное обстоятельство: прощать грехи и в самом деле может один лишь Бог. Прощение — это Его область и Его власть. Причина проста: законы бытия установлены не нами, соответственно, и нарушение этих законов наносит оскорбление не нам, а Тому, Кто создал всё существующее. Мы в этом процессе — лишь свидетели, и то возмущение, которое происходит в душе при нанесении нам обиды, — это возмущение свидетеля, а не субъекта греховного действия.
Именно по этой причине существует всем прекрасно известный образ: любой наш грех — это новое вбивание гвоздей в руки пригвождённого ко Кресту Спасителя мира. Согрешая друг перед другом, мы делаем больно не столько другому человеку, сколько Воплощённому Богу. Но Он нас простил, Он простил истязания Его Пречистого Тела, простил пролитие Его Крови, и Он призывает нас уподобиться Ему, Он призывает нас научиться через милость к другим входить в беспредельное и непостижимое милосердие Божие. Ради такового научения Он и дал нам власть прощения грехов друг друга.
Пусть же Он поможет нам должным образом применять эту власть, чтобы мы, уподобившись Ему в милосердии, смогли обрести блаженную вечность с Ним!